В серии материалов о коренных народах Севера России мы расскажем о том, как ненцы, чукчи, нганасаны, саамы, ханты, эвенки, коряки и алеуты живут, работают, сохраняют свои уникальную культуру и язык в стремительно меняющейся реальности.

Во всем мире коренные народы, сохраняющие традиционный образ жизни, первыми сталкиваются с изменением климата и другими экологическими проблемами. По сравнению с жителями городов они практически не защищены от загрязнения водоемов и почвы. А незначительные изменения в сезонности и ареалах роста растений и обитания животных могут поставить и без того малочисленные народы на грань выживания.

Об этом вам могут рассказать, например, индейцы оглала из резервации Пайн Ридж в Южной Дакоте, где десятки лет захоранивали радиоактивные отходы. Продолжительность жизни там составляет 48 лет для мужчин и 52 года для женщин (это на 14 лет меньше, чем, например, в Афганистане). Похожая судьба и у индейцев навахо, на землях которых добывали уран открытым методом; у племен Амазонии, чей дом выжигается ради пастбищ, и индейцев племени ветсуветен в Канаде, через земли которых прокладывают газопровод без проведения экологической экспертизы.

Интуитивно кажется, что первыми от такой проблемы как изменение климата, должны пострадать тропические регионы и их жители. Но на деле ни одну область земного шара климатический кризис не затронул так сильно, как Арктику. Заполярье нагревается в два раза быстрее остальной планеты. По оценкам экспертов, из-за таяния мерзлоты скоро придется переносить целые города, вместе со всей инфраструктурой — сваи, на которых построены дома и промышленные объекты, с каждым годом теряют под собой твердую опору.

Глобальное потепление становится новой реальностью для коренных народов. В каком-то смысле о климате и будущем нашей планеты они знают больше, чем ученые-климатологи.

Российская Арктика — регион по-настоящему уникальный. Бескрайнее пространство протянувшееся на 24 тысячи километров от Баренцева до Чукотского моря стало домом для 2,5 миллионов человек, т.е. примерно половины общемирового населения Арктики. Более того, в России сейчас проживает 40 малочисленных народов Севера.

Бегущая с оленями

Когда мы думаем о Таймыре, то в первую очередь обычно вспоминаем бескрайнюю тундру, пронизанный ветрами Норильск, незамерзающий порт Дудинка и промышленный гигант «Норникель». Но люди на этой на первой взгляд неприветливой земле живут еще со времен неолита. В первую очередь это самодийские народы — энцы, ненцы, нганасаны. Есть и сравнительно молодой этнос долганов — потомков якутов, эвенков, энцев и русских крестьян. Но самые древние и одновременно самые северные из коренных народов полуострова — это нганасаны, которые ведут свое происхождение от первобытных охотников. Нганасаны, или как они себя называют «ня» (т.е. «товарищ»), жили охотой и собирательством вплоть до XIX в., когда они освоили оленеводство. По сей день этот коренной народ сохраняет свой уникальный язык, обычаи, костюмы и жилища.

«Экосфере» удалось поговорить с главой общины нганасан Валерией Болговой и обсудить те вызовы, с которыми малочисленному народу приходится сталкиваться в мире изменения климата, крупной промышленности и вынужденной ассимиляции.

Валерия Болгова. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Валерия очень устает, ведь в сутках всего 24 часа, а за день нужно успеть так много. Как главе общины нганасан в Норильске ей приходится быть в курсе всех проблем региона — будь то разлив солярки, запрет на рыболовство или нашествие жуков-короедов.

Нельзя забывать и о других задачах — полным ходом идет подготовка к Международной выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая должна состояться в Москве 23-27 сентября. Кроме того, у Валерии есть свой магазин-музей национальной одежды и сувениров «Ня танса» (что означает «нганасанская семья»).

По ее словам, в последние годы природа Таймыра меняется неуловимо быстро. Взять хотя бы жуков-короедов, которых раньше в регионе не было.

«Не знаю, с природой что-то происходит. Человек все губит, — говорит Валерия, — в этом году гнуса очень много, никогда такого не было. Потом полчища жуков откуда-то взялись, видать, леса горят или он с древесинной сюда попадает. Этот жук, он природу-то губит: у нас дерево через дерево зеленое, оранжевое, зеленое, оранжевое…»

фото: pixabay.com

Из-за глобального потепления некоторые виды мигрируют в местности, расположенные гораздо севернее их традиционного ареала обитания. Такие чуждые растения, насекомые и животные могут сильно навредить сложившимся экосистемам и разрушить их баланс. Кроме того, они часто становятся источником новых для жителей Арктики заболеваний.

Но даже это не самое страшное для нганасан, живущих, как и другие коренные народы, традиционными промыслами. Без добычи оленя и ловли рыбы люди на Таймыре могут просто лишиться главного источника существования.

«Дождь тоже в этом году очень редко был. Сухо совсем, торфяники горели. Рыбы, самое главное, нет. И с оленем что-то происходило в этом году. Фотографии присылали из поселков отдаленных, он там через переправу на реке туда-сюда мотылялся. Подавили много телят, важенок (самка оленя — ред.). Какое-то все… не апокалипсис, конечно, но что-то неладное», — сетует Валерия.

Здесь тоже не обошлось без влияния глобального потепления. У рыб меняется время нереста, они могут просто не приспособиться к более теплым водам и более раннему ледоходу. Традиционные пути миграции оленей становятся непроходимыми из-за таяния вечной мерзлоты — животные просто не понимают, куда им идти.

Скорость изменений означает, что даже за одно лето знакомая тундра может превратиться в чуждый и полный новых опасностей ландшафт.

Вокруг комбината

Нганасаны постоянно сталкиваются с последствиями глобального потепления, но это далеко не единственная экологическая проблема для самодийского народа. «Норникель», крупнейшее предприятие автономного округа, одновременно стал и главным загрязнителем уникальной северной природы.

Комбинат занимает первое место в мире по добыче никеля и палладия, но производит и другие ценные металлы — платину, кобальт, родий, медь. В 2019 году чистая прибыль компании составила $6 млрд. Поэтому таким шоком стала авария 29 мая на ТЭЦ-3, которая принадлежит дочерней компании «Норникеля». Из-за просевших опор резервуар с топливом прохудился, и из него вытекло более 21 тыс. тонн солярки, которая попала в реки Амбарная и Далдыкан.

Утечка дизельного топлива в Норильске. Фото: wikidata.org

Катастрофа, которую можно было предотвратить укреплением опор или обновлением оборудования на станции, нанесла непоправимый ущерб заполярной природе. В первую очередь бедствие коснулось именно коренных народов Таймыра, которые живут рыбной ловлей и другими традиционными промыслами.

«У нас должна быть комиссия по разливу солярки, поэтому работы много, — объясняет Валерия, — будем встречаться со всеми, мы уже давно ждем, месяца два. Потому что нам обещали в июле исследование по почве прислать. Связь с поселками держу, у нас там ни рыбы нету, ничего. Невозможно Потанину одному иметь какие-то доходы. И на комбинате, который строили репрессированные, сейчас ничего уже не модернизируется. Используются те же ресурсы, которые были заложены десятилетиями. Все деньги уходят в Москву, или на офшоры, или еще куда-то.»

Вдоль загрязненных рек живут долгане, нганасаны, энцы, ненцы. Они одними из первых заметили разлив и забили тревогу. Катастрофа на Амбарной и Далдыкане может привести к тому, что эти малые народы просто не смогут больше вести традиционный образ жизни. Целое поколение коренных жителей полностью потеряет связь с родной землей. Еще три года назад анализ воды в реках Таймыра показал, что нормальные показатели содержания металлов (меди, никеля, стронция, кобальта, молибдена) там превышены в 9-10 раз. Разлив топлива может только усугубить эту ситуацию.

Территория ТЭЦ-3 в Норильске. Фото: visualrian.ru

Но если гигант «Норникель» хоть как-то вкладывается в развитие Таймыра и благосостояние его коренных жителей, то другие компании просто выкачивают из региона ресурсы, не оставляя после себя ничего кроме выжженной земли и токсичных отходов.

«Никакая инфраструктура не делается. Какие-то семинары, акции, но они какие-то разовые и непонятные, — рассказывает Валерия, — Норильск же должен быть как город Европы, Швейцарии, например. Потому что денег много из недр черпается. Кроме «Норильского Никеля» еще 90 нефтяных и промышленных компаний к нам пришло. И где они? От них никаких действий я не видела. Чтобы они, например, помогли что-то сделать в каком-то поселке, построили школу или больницу.»

«Видела в новостях как-то: «Лукойл» и «Роснефть» Путину дали бутылки нефти, чтобы показать, какая она чистая. Все, что будет сейчас качаться и качается, это все ведет к изменению климата, которое мы наблюдаем вокруг. Как ледники тают, какое лето у нас каждый год жаркое становится — это все воздействие промышленных компаний, которые пришли в Арктику, готовые раздербанить эту землю. Для чего? Для обогащения?»

«Норникелю», в отличие от таких предприятий, есть что терять — например, своих международных партнеров, которые не всегда готовы закрывать глаза на пренебрежение экологическими проблемами и интересами малочисленных народов.

Коренные народы российского Севера даже написали открытое письмо Илону Маску с просьбой отказаться от использования продукции норильского комбината, пока тот не изменит свое отношение к землям Таймыра и Мурманской области. Эксперты, активисты и главы общин требуют рекультивации земель, пострадавших от деятельности «Норникеля», компенсации ущерба традиционному образу жизни и изменения политики комбината в отношении малочисленных народов.

У Валерии отношение к письму неоднозначное: «У меня пока двоякое чувство. Потому что я не могу открыто сказать, что давайте закроем «Норильский Никель» и все. Потому что на «Норильском Никеле» работают мои земляки, я не могу лишить их куска хлеба. Это самое первое. А второе, да, конечно, надо принимать какие-то меры, чтобы комбинат задумался об экологии и о нашей планете, которая должна дышать чистым воздухом. Тут должна быть какая-то золотая середина, чтобы мы не навредили ни тем, ни другим».

Геннадий Щукин, глава таймырской общины долган. Фото: indigenous-russia.com

Многие жители Таймыра разделяют мнение Валерии. Ведь комбинат до сих пор остается главным работодателем региона. Нельзя сказать, что вопросы климата и экологии совсем не беспокоят «Норникель»: за 2017-2018 годы компания потратила 5% прибыли на охрану окружающей среды. Тем не менее, на Заполярный филиал «Норникеля» по-прежнему приходится около половины всех выбросов диоксида серы в России. Более того, комбинат остается крупнейшим источником загрязнения диоксидом серы в мире по данным Greenpeace. Комбинат ежегодно платит за выбросы, превышающие лимит предельно допустимых, но сроки их сокращения постоянно откладываются.

«Все экологические мероприятия, к сожалению, не приносят прибыли», — говорил еще в 2006 году один из топ-менеджеров Заполярного филиала Николай Кайтмазов. С тех пор мало что изменилось.

Майский разлив дизельного топлива служит этому примером. Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде почти в 148 миллиардов рублей, но в «Норникеле» считают, что эта цифра завышена и требует независимой экспертизы. Тяжба по оценке ущерба может затянуться на многие месяцы, а реки Таймыра по-прежнему нуждаются в восстановлении и рекультивации. Именно об этом и говорят в своем открытом письме коренные народы полуострова.

Жизнь на грани

Формально, у малочисленных народов есть право на сохранение традиционного образа жизни. Но изменение климата и загрязнение мест охоты и рыбной ловли приводит к тому, что все меньше людей могут поддерживать такое существование. Это ломает жизни многих нганасан и других малых народов Таймыра.

«Нельзя сказать, что мы изменились, нет. Жизнь-то течет, живем и живем, — говорит Валерия, — У нас было счастливое детство, но с 90-х и по сей день уже целое поколение людей другой формации сделали. Потому что то нельзя, это нельзя. Ну нельзя так нельзя, люди смиряются, уходят в город. Соответственно, находятся другие ориентиры в жизни, но в большей степени человек тундры спивается. Самоубийства, очень много молодежи ушло. Безработных сколько ходит.»

Промысловые точки в тундре. Фото: Валерия Болгова

У коренных жителей есть разрешения на ловлю рыбы и забой оленей, но на практике даже эти промыслы встречают сопротивление. Сети снимают и не возвращают, охоту на оленей классифицируют как браконьерство.

«Нет государственной помощи для людей. Даже если какая-то минимальная поддержка есть, то до человека она не доходит. Больше идет тем, кто «у кормушки», тем, кто лоялен», — рассказала Валерия «Экосфере».

Получается, что земля, на которой коренные народы жили тысячи лет, не кормит их и больше им не принадлежит. В 2020 году был принят закон об Арктическом предпринимательстве, по которому земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости предоставляются в пользование на льготных условиях. Валерия полагает, что из-за этого коренные народы окончательно потеряют возможность вести кочевую жизнь на землях, которые теперь перейдут олигархам и крупному бизнесу.

«Они собираются направить сюда инвестиции. Для кого инвестиции? Они же для себя их делают, чтобы в очередной раз обогатиться, купить себе яхту или еще что-то. Они никак не вкладываются в территории, из которых будут ресурсы выкачивать.»

Нганасаны в традиционных костюмах. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Вместо заключения

Коренные народы российской Арктики сейчас оказываются «под огнем» сразу с нескольких сторон. Тлеет тундра из-за изменения климата, дымят предприятия, а корпорации и крупный бизнес выкупают земли, оставляя нганасанам и другим коренным жителям Заполярья лишь подобие резерваций.

При этом месторождения и производства ежегодно приносят их владельцам миллиардные прибыли. Стремительно теплеющей Арктике нужен новый план, который создаст «благоприятные условия» не для инвестиций, а для людей. Ведь благодаря жителям Арктики существуют сейчас предприятия, в которые можно эти инвестиции вкладывать.

Благородный олень

Это животное представляет млекопитающее из отряда «парнокопытные», который входит в семейство «Оленевые» и род «Настоящие олени». У этого, сравнительно крупного животного достаточно стройное и сильное телосложение.

Благородный олень: описание

В этот вид животных входит несколько подвидов, которые отличаются друг от друга различными параметрами. В качестве подвида следует рассматривать:

  • Европейского оленя.
  • Кавказского оленя.
  • Вапити.
  • Маралов.
  • Крымского оленя.
  • Тугайного или бухарского оленя.
  • Изюбрей.

Все подвиды имеют общие признаки, выраженные характером шерстяного покрова, который в летний период не приобретает пятнистость, а также наличием сравнительно большого белого пятна, расположенного под хвостом животного.

На голове благородных оленей растут рога с многочисленными отростками, образующие в большинстве случаев своеобразную «корону». В настоящее время известно о 15-ти подвидах, входящих в вид «Благородный олень».

Внешний вид

Все существующие подвиды имеют заметные отличия в размерах. Имеются подвиды, вес которых достигает 300 килограммов при длине тела порядка 2-х с половиной метров, а имеются подвиды, весом не больше сотни килограммов и длиной тела не более 2-х метров, а то и меньше. Благородные олени отличаются серовато-буровато-желтым окрасом шерсти.

У каждого взрослого самца на голове вырастают рога, которые могут иметь до 5 ветвистых отростков на каждом роге. При этом рога растут исключительно у самцов, а самки всегда безрогие. У благородных оленей сравнительно большие уши, овальной формы, а также достаточно короткий хвост. У появившихся на свет оленят присутствует характерный пятнистый окрас тела, но со временем эта пятнистость исчезает практически полностью или может быть слабо выраженной.

Интересный момент! Глаза благородных оленей, а также их сородичей, в ночное время отдают характерным оранжевым или красным отливом.

Область в пределах хвоста отличается более светлым окрасом. Подобное окрашивание позволяет контролировать друг друга в лесах, имеющих густые заросли. У взрослых особей подобное светлое пятно имеет несколько большие размеры и отличается рыжеватым оттенком.

Характер поведения и образ жизни

Олени, обитающие на равнинных территориях, отличаются оседлым образом жизни, но при этом, всегда формируют стада, в которые входит до десяти, а то и больше особей. Стадо может населять территорию с площадью до 400 гектаров. Олени, обитающие в горной местности, мигрируют, в зависимости от сезона, преодолевая при этом расстояния до 150 км.

Горные представители благородных оленей зимуют в малоснежных местах и перемещаются в эти районы медленно, на протяжении 2-х месяцев. По истечение зимы, где-то в мае месяце, когда в горах начинает активно таять снег, олени возвращаются на привычные места обитания. Животные, обитающие в условиях Средней Азии, в ночное время мигрируют на границы с пустынными территориями.

Когда наступает настоящая летняя жара, олени стараются держаться поближе к водоемам и часто забираются в воду, чтобы охладиться. При этом они чередуют время кормежки и время отдыха, разместившись в высокой траве, которая дает, хотя бы маленький, но тенек. С приходом зимы, животные разгребают снег и отдыхают, таким образом образованных, теплых лунках.

Как правило, стадо возглавляет старая, опытная самка. При этом в стаде присутствует потомство разных возрастов, а их количество составляет не меньше 6 особей. С наступлением весны стада начинают распадаться, а с наступлением осени самцы начинают формировать гаремы. После процесса спаривания, к самкам начинают присоединяться молодые животные. В результате формируются стада, численностью до 30 особей.

Интересно знать! Самые тяжелые рога вырастают у особей, достигших десятилетнего возраста. У взрослых маралов рога весят не меньше 10-ти килограммов, а у кавказского оленя их вес составляет около 8 килограммов.

Рога у оленей начинают расти по достижении 1 года жизни, а по достижении 2-х лет жизни, уже к осени, на голове оленей вырастают так называемые «спички», окостеневшие рога без отростков. Где-то в апреле месяце олени сбрасывают свои первые рога. После этого начинают расти новые рога, но уже с отростками. Рога увеличиваются в размерах по мере роста животных, при этом увеличивается и количество отростков.

Сколько живут благородные олени

В случае обитания в природных условиях, эти животные редко доживают до 15 лет, а вот находясь в неволе, при соответствующем уходе, олени запросто живут в 2 раза дольше, разменивая 30 лет. При этом стоит отметить, что продолжительность жизни самок, независимо от условий обитания, всегда выше.

Природные места обитания

Ареал обитания благородных оленей весьма широк, поэтому подобные животные встречаются во многих уголках нашей планеты. Они повсеместно встречаются на просторах Евро-Азиатского континента.

Благородные олени предпочитают обитать в пределах Южной Скандинавии, Афганистана, Монголии, Тибета, а также юго-востока Китая. Кроме этого, многочисленные популяции «Cervus elaphus» распространены на территории Северной Америки. Их реально встретить на территории Новой Зеландии, на территории Австралии, в Чили и в Аргентине. Сюда их в свое время завезли, и они неплохо себя здесь чувствуют.

В Европе благородные олени и их подвиды встречаются в дубравах, а также светлых буковых лесах. На Кавказе, особенно в летний период, эти животные распространены в верхних частях лесного пояса, где достаточное количество полян с высокой травой. На Алтае и в Саянах маралы встречаются на зарастающих гарях или в верхних областях насаждений. Отсюда они выходят на пастбища, расположенные на альпийских лугах.

Интересно знать! Взрослые изюбры Сихотэ-Алиня и их потомство, предпочитают обитать в относительно густых дубовых лесных зонах и на вырубках, в том числе на лугах, расположенных в горах.

Бухарские олени выбрали для своей жизнедеятельности прибрежные районы, богатые на тополиные рощи, заросли колючих кустарников или тростника. Вапити обитают на территории Северной Америки, преимущественно в гористой местности, а также на границе участков, расположенных рядом с пастбищами.

Что едят

Это животные, которые употребляют в пищу исключительно растительность. Поэтому их рацион питания состоит из листьев и почек различных растений, однолетних побегов деревьев, а также кустарников. С наступлением лета, рацион питания благородных оленей заметно расширяется, за счет ягод, грибов, мха и других растений, и их плодов.

Маралы с большим удовольствием поедают морские водоросли, которых в большом количестве выбрасывают волны на побережье. Кроме этого, в их рацион питания входят ветки различных лиственных пород деревьев и кустарников, в том числе дикие виды яблони и груши.

Злаковые культуры играют огромную роль в постоянном рационе питания практически всех представителей данного семейства. Особенно это актуально с наступлением весеннего периода. Если по каким-то причинам для оленей не хватает кормовой базы, то олени могут перейти на питание побегами хвойных пород деревьев. При этом отмечается, что это приводит к нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта, особенно у слабых особей и у молодняка.

Естественные враги

Считается, что основным природным врагом всех подвидов этих животных являются волки, которые на взрослых особей охотятся стаями. У оленей есть, чем защититься, поскольку они имеют достаточно сильные копыта, а также крупные и мощные рога.

В зависимости от природных мест обитания, на оленей охотятся тигры, леопарды, рыси, росомахи и крупные виды медведей. Для природных хищников наиболее легкую добычу представляют еще неокрепшие оленята и больные взрослые особи. Но самым главным врагом все же считается человек.

Интересно знать! В наше время, охота на оленей во многих государствах запрещена полностью, а сами животные находятся под защитой законов, как редкие представители фауны.

Неокостеневшие рога оленей, которые называются пантами, пользуются большим спросом, поскольку обладают лечебными свойствами. В связи с этим, появилось такое понятие, как пантовое оленеводство. Наиболее широкое распространение этот вид животноводства получил на Алтае. Ценные панты удалялись с живого животного, которые содержались в специальных загонах.

На основе пантов благородных оленей получали различные экстракты и настои, как на воде, так и на спирте. В дальнейшем подобные препараты использовались в медицинской практике, как общетонизирующее и адаптогенное средство. Когда существовал Советский Союз, то можно было приобрести экстракт пантов благородного оленя под торговой маркой «Пантекрин». Этот лекарственный препарат используется до сих пор, как средство, которое снижает негативные проявления в случае переутомления, при артериальной гипотензии, а также при неврастении.

Размножение и потомство

По достижении 2-х или 3-х летнего возраста самцы благородного оленя готовые к процессу размножения, а самки немного раньше, примерно в полтора года. Молодые самки вынашивают свое потомство на протяжении 194-264 дней, в то время как взрослые самки – на протяжении 229-242 дней.

Оленята появляются на свет начиная с середины мая и заканчивая серединой июля. Перед появлением на свет оленят, самки покидают стадо и стараются забраться как можно дальше в глубь леса, но обязательно рядом с источником влаги. Поэтому потомство появляется на свет в местах, далеких от человеческих глаз. На свет, как правило появляется всего один олененок, хотя изредка – двойня. Вес здорового олененка составляет около 10-ти килограммов.

Оленята имеют характерную пятнистую окраску тела, что помогает животному маскироваться в окружающей среде. Именно благодаря такому окрасу тела, многие малыши выживают в этом непростом мире.

Важный момент! Бывают случаи, что у самцов полностью отсутствуют рога, поэтому в брачных поединках они не принимают участия. При этом они могут незаметно проникать в чужие гаремы.

В возрасте один месяц оленята уже начинают питаться самостоятельно, но при этом еще продолжают питаться молоком матери.

Период питания материнским молоком может продолжаться почти до года, поэтому оленята растут достаточно быстро, особенно до полугода. После этого процессы роста значительно замедляются и рост животного полностью прекращается по достижении 6 лет жизни.

Популяция и статус вида

Как ни странно, но олени представляют наиболее опасный инвазивный тип животных по версии, которую озвучила Международная организация по охране природы. Благородные олени представляют определенную опасность для регионов Южной Америки, где они представляют конкуренцию редким южноандским оленям, а возможно и гуанако.

Отмечается, что благородный олень довольно быстро прижился в различных национальных парках Аргентины. Эти животные замедляют процессы восстановления различных видов растительности отдельных районов. Это связано с тем, что олени употребляют в пищу разнообразные растения.

Несмотря на это, на сегодняшний день не предпринимаются какие-либо шаги, которые смогли бы уменьшить популяции благородных оленей в пределах Южной Америки. В наше время благородные олени занимают почетное место среди трофеев охотников Аргентины. Четыре года назад этих животных внесли в списки реестра сельскохозяйственных животных. Благодаря данному факту, а также усилиям местных фермеров, популяции благородного оленя начали расти.

В заключение

Еще в древние времена, человек занимался основным промыслом – охотой. И это неудивительно, поскольку нужно было что-то есть, и кормить своих сородичей. Среди трофеев древних охотников были и благородные олени, о чем свидетельствуют наскальные изображения, оставленные нашими предками. Отличительная особенность подобных животных – это наличие больших, ветвистых рогов. Это животное представляло главную мишень для охотников, поскольку, добыв одного оленя, можно было прожить одному племени длительное время. При этом нельзя сказать, что добыть оленя совсем несложно. Это осторожное животное и достаточно быстрое. К тому же, оленя нужно было выследить, а потом точно попасть в цель, иначе охотника могли ожидать негативные последствия. Раненый олень мог не только покалечить, но и убить человека.

Как правило, охотник не всегда оставался живым и невредимым. Древние люди считали, что у оленей была душа и они продолжают жить после смерти, как и люди. Поэтому для древних людей олень – это благородное и глубоко почитаемое животное. Оленей всегда приравнивали к человеку, поэтому они считались божественными животными. В некоторых народностей считалось, что тот, кто убьет за год 2 маралов, совершает большой грех, за который человеку все равно придется расплачиваться.

По изображениям на скалах можно легко определить, насколько одухотворенными были те, кто рисовал этих божественных животных. Рисовать на скалах – это достаточно непросто и трудоемко. Не смотря на сложность, художники вкладывали в свои рисунки всю свою любовь, поскольку они надеялись, что дух животного не оставит человека без их жизненных сил и энергии.

По истечении длительного времени, людям удалось значительно разнообразить свой быт. При этом они научились разводить домашних животных, обеспечивая свои семьи пропитанием на целый год, охота, как таковая, превратилась в хобби, такое себе занятие по интересам. При этом и в наши дни благородные олени и их подвиды являются желанным трофеем для любого охотника. Все дело в том, что оленина – это довольно ценное, диетическое мясо, с приятным и нежным вкусом. Кроме этого, оленина богата на различные полезные компоненты, такие, как витамины и минералы. Поэтому с мясом других животных оленину трудно даже сравнивать. Известно, что те люди, которые регулярно употребляют в пищу оленину, меньше подвержены риску заболеть даже на онкологию. Кровь маралов ценится не меньше, особенно у шаманов. С помощью крови этих животных им удавалось избавлять людей от самых различных недугов. Кровь маралов по праву считалась эликсиром жизни. Даже по сей день жители Алтая и Севера применяют кровь, в качестве лекарства от различных, порой безнадежных заболеваний.

Разведение оленей

Не многим приходит в голову идея создать свой бизнес на разведении оленей. На самом деле разведение оленей очень выгодное дело, которое еще не заполнило полностью рынок. У оленей вкусное мясо и достаточно дорогое, при этом спрос на него остается большой. Стоит отметить, что оленей еще называют маралами.

Бизнес на оленях в России

В России жители некоторых частей имеет большой опыт в разведении оленей, особенно в северной части страны. Кроме того, большая доля выращивания также сконцентрирована в Алтайском крае. Именно в той местности климатические условия позволяют выращивать животных в хозяйстве, которое максимально приближено к естественному проживанию зверей.

Благодаря тому, что в пищу можно добавить лечебные травы, а в Алтае их больше чем 200 наименований, мясо животного также имеет целебные вещества. Кроме мяса также можно использовать кровь или панты. Оленьи фермы создавались и успешно выращивали зверей еще в 19 веке. В связи с этим у многих людей которые начинают строить подобный бизнес есть ответы на все вопросы именно в Алтае. Работники тех ферм смогут помочь в вопросах ухода, содержания, питания и общего выращивания зверя, в общем, отдать свои знания и опыт.

Если углубится в исторические факты, то можно сказать, что фермы с оленями широко распространены в Великобритании. Именно эта страна первая, которая начала заниматься выводом животных с целью получения вкусного и полезного продукта. В конце 20 века спрос на мясо оленей сильно возрос и это, вызвало всплеск, благодаря которому и начали образовываться подобные фермы по всему миру.

Также тем, кто решил заняться подобным бизнесом следует знать, что оленеводство по праву считается занятием для северных народов, но кроме этого их можно разводить и в любой другой земной точке. Таким образом, зверей разводят и в штатах, Канаде, России и в европейских странах.

В России много ферм, где занимаются выводом оленей, чтобы получить мясо, позволить любителям поохотится. Кроме того, на подобных фермах можно купить племенного оленя. Также предоставляются возможности отдыха со зверями и разные экскурсии по территории фермы.

Северные олени, которые разводятся в тундре, используются в дальнейшем только ради необычного мяса. В Алтайском крае оленей заводят для того чтобы снять пантоны. Олени с дальнего востока используются и для пантонов и для получения мяса.

Если говорить о подобном бизнесе, то эта область очень хорошая. В ней может раскрыть и найти себя любой человек, поскольку конкуренция почти на нулевом уровне.

Иммунная система оленей весьма крепкая. Они практически не подвергаются болезням и отлично адаптируются к любым условиям. Процесс адаптации происходит очень быстро.

В природе звери живут порядка 14 лет. Если говорить о фермах и питомниках, то их жизнь будет вдвое большей. Это позволяет получать готовую продукцию вдвойне.

Начало разведения

Данная сфера доступна даже начинающим людям, у которых только теоретический опыт в данной сфере. Очень важно просто любить зверей и приложить все усилия, чтобы им, было, комфортно находится на ферме. Хотя на первый взгляд может показаться все просто, на самом деле его нельзя считать легким.

Как и у любого дела, оленеводство имеет свои трудности. Во-первых, следует отметить организационную часть, а именно обустройство площади. Во-вторых, следует позаботиться о маркетинговых вопросах, которые позволят сбывать готовую продукцию. Рекомендуется сбывать товар совместно с кем-то. Поскольку в России с этим могут возникнуть некие трудности.

Но, несмотря на все проблемы, это прибыльное дело. Если все просчитано и сделано правильно, то начнут появляться большие деньги, поскольку данная полка в сфере бизнеса еще не заполнена. Хотя, оленеводство уже старое дело.

Тем, кто начинает подобное дело следует выделить и определиться с некоторыми очень важными факторами:

  1. Стоит понимать, зачем разводить животных. Возможно, целью является получение пант, а быть может необычное мясо;
  2. Следует выбрать структуру организации, предприятия.
  3. Использовать опыт других людей, которые уже занимаются данным делом или просто могут посоветовать.

Очень важно перед началом разведения создать и просчитать бизнес-план. Этот документ считается очень важным в любой сфере. У любого оленеводства можно найти свои достоинства и недостатки, а также требования к площади, поголовью, расходам и т.д.

План фермы должен в себя включить:

  1. Выбор породы животного, возможно выпор упадет на благородных оленей, северного или пятнистого оленя;
  2. Определится с поголовьем;
  3. Каким образом будет происходить увеличение стада;
  4. Площадь и постройки на ней;
  5. Все виды расходов, от строительства, до вакцин и кормов;
  6. Варианты кормления и ухода;
  7. Объемы предполагаемой готовой продукции;
  8. Сбыт и цены;
  9. Указать посредников и их условия.

После того, как план составлен, можно приступать к разведению. Его следует начинать с покупки молодняка и сразу же перенимать опыт по их выращиванию и размножению. К 20 месяцам животные уже набирают массу, а их мясо и его характеристики уже полны всеми веществами. К примеру, если дело будет создано для получения мяса, то со зверя весом 120 кг., получится чистого мяса в размере 60 кг.

Разведение

По России представлено не много ферм, у которых можно перенять опыт, но есть одна ферма, которая расположена в средней полосе России. В ней выводят северного зверя. Расположена ферма в Орехово-Зуевском районе в Московской области. Именно там работники могут отдать свой опыт по выводу животного.

Разведение северного оленя

Это животное уникальное среди остальных зверей. У них есть рога, как у женского пола, так и у мужского. Размеры зверя средние, но не очень большие. Длинна туловища составляет, примерно 2-2,5 метра. Высота до холки около 1,5 метра. Вес животного около 120 кг, но встречаются экземпляры и до 220 кг. Окрас изменяется в зависимости от времени года. Зимой они имеют пестрый окрас. В летнее время преимущественно цвет меняется на бурый.

Рацион такого вида животного стандартный, как и для обычного домашнего рогатого скота. Чтобы содержать северного оленя рекомендуется выбирать такие площади, которые могут накормить целое стадо на протяжении всего года. Летом животные питаются практически всем, что растет в тундре и лесах тундры. Зимой же питание состоит преимущественно из ягеля, который звери достают из-под снега.

Разводя такой вид, потребуется следить за здоровьем, поскольку у них может быть нарушен обмен веществ, могут появиться раны или прочие повреждения. Если развивается детеныш, следует смотреть на его общее развитие, а также следить за процессом родов у самок. Кроме того, встречаются заболевания стоматита и энтерита.

Разведение пятнистого оленя

Окрас такого вида имеет рыжий цвет с пятнами белого цвета на боках. Такой мех можно увидеть в летний период, зимой цвет меняется на серый или бурый. Пятнистого оленя можно отличить оп цвету над хвостом. Там цвет имеет отличие от основного, чтобы животные могли находить друг друга в лесах. У пятнистого оленя небольшие размеры при весе примерно в 130 кг, рост составляет до 110 см, а длинна туловища до 180 см.

Для пятнистого оленя идеально подойдет лиственная местность. Поэтому ферму лучше делать рядом с лесами, которых достаточно много в России. Пятнистого оленя занесли в красную книгу, поэтому убивать их запрещено. У таких оленей часто забирают молодые рога, которые позволяют излечиться практически от всех болезней.

Разведение оленей данного вида допускается, поэтому желающие могут купить молодняк и заниматься его выводом. Он будет отлично украшать приусадебную площадь. Рекомендуется создать для животного изгородь или вольер, в котором будет небольшой дом из дерева. Внутри такого дома можно поставить поилки и кормушки.

Питаются животные листьями, сеном, травой, желудями и орехами. Также можно добавлять к рациону ягоды и деревянную кору. Кроме того, в рационе полностью можно использовать питание аналогичное рогатом скоту.

Советы по разведению:

  1. Нельзя подходить к животному или вмешиваться в его жизнь в жаркую пору. Следует помнить, что это дикий зверь и может погубить того кто за ним ухаживает. Это правило очень важное при разведении.
  2. Перед тем как начинается пастбищный сезон и после его окончания следует проводить профилактику дегельминтизации.
  3. Те звери, которые обитают на фермах, должны привыкнуть к забору, поэтому перед тем как выпускать их на участок, следует проверить прочность конструкции.
  4. Участок, где обитают олени необходимо поделить на 2 части. Таким образом, получится разделить зону выпаса и зону для заготовки корма. Для зоны, где пасутся олени, всегда должна быть в наличии чистая вода, и рекомендуется положить большой кусок соли, которую они любят лизать.
  5. Мужской и женский пол должен быть отдельно. Их можно объединить только в жаркое время. Также те, кто будет убит, не должен находиться рядом с остальным стадом. Для него потребуется отдельный участок или вольер.
  6. Когда происходит отел у беременной оленихи, не следует ей помогать. Она в этот момент сама за собой ухаживает.

Напоследок следует отметить, что заниматься оленеводством необходимо с малого количества зверей. Аналогично следует производить и расширение. Покупать рекомендуется только племенных оленей, которые продают проверенные фермы и хозяйства. Именно у них можно перенять ценный опыт и помощь. Нужно запомнить правило подобных ферм, а именно прямая зависимость: при большой ферме, будет меньше расходов, но больше прибыли.

Олень – виды и описание

Олени – это спокойные и кроткие животные, которые медленно поедают растения или прыгают через высокую траву. Люди их узнают по пушистым белым хвостам и большим рогам. Самец оленя – единственное животное, которое выращивает рога, которые олени теряют каждую зиму и отращивают снова весной. Самку оленя называют ланью, а детёныша – оленёнком.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Виды оленей

Подсемейство «настоящие олени» (Cervinae)

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Их также называют оленями Старого Света, они живут в Евразии. Один вид, лось или благородный олень, встречается в Северной Америке и Африке. Эти олени предпочитают низменные места обитания, включая луга, болота и леса.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Лань (Dama dama)

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Лани – это олени среднего размера. У них светло-коричневая шерсть с белыми пятнами. И это один из немногих видов оленей, который не теряет пятна через несколько месяцев после рождения. Есть некоторые подвиды, которые полностью белые и у них темные глаза. Это не из-за альбинизма, и таких оленей редко можно найти.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Рога этих оленей широкие, достигают 0,5 м в ширину. Самцам требуется около 3 лет, чтобы развить такой размер. Взрослые самцы весят от 60 до 90 кг. Вес взрослой самки от 30 до 40 кг. Лани – быстрые животные, которые выживают благодаря мощным ногам. Все же их ноги довольно короткие, и это делает тело интересным для наблюдателей.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Благородный олень (Cervus elaphus)

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Великолепная шерсть демонстрирует все оттенки красного, её более темный цвет кажется коричневым. По мере приближения зимы мех становится более серым. Вот почему их принимают за другие виды оленей в зимние месяцы. Внешний вид меняется, чтобы благородный олень гармонировал с окружающей средой круглый год.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Рога самцов удивительны, и люди охотятся за ними. У них обычно 6 ответвлений, но и 15 могут присутствовать. Чем больше доминирует самец, тем больше ветвятся рога.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Благородный олень является одним из крупнейших видов. Взрослый самец весит от 160 до 240 кг. Лань около 120-170 кг. Самцы около 1,3 м ростом, а самки около 1 м.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Вапити (Cervus canadensis)

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Это крупный вид оленей с уникальным ростом. Самцы особо массивные, у них, как правило, рога большие и имеют шесть или более ответвлений на каждом роге. У вапити шерсть растёт в нескольких областях тела. В зависимости от ареала, мех бывает очень длинным. Тело имеет коричневый оттенок с глянцем. Встречаются особи и с более темными цветами, включая серый. Для вапити обычно иметь кремовые пятна на сторонах тела. Взрослые самцы весят до 320 кг. Самки легче, веся примерно 230 кг.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Олень-лира (Cervus eldii)

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Олень среднего размера. Взрослый самец весит около 170 кг, и рога распространяются на 1 м. Рога не высокие, но широкие. Зрелые самки весят около 125 кг. У оленя-лиры стройное тело и тонкие длинные, чрезвычайно сильные ноги. Цвет меха коричневато-красный в летние месяцы и более серый в холода. Самцы также темнее окрашены, чем самки.

p, blockquote 14,0,1,0,0 —>

Пятнистый олень (Cervus nippon)

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Олень небольшого или среднего размера, в зависимости от того, где живет. У них маленькие ноги и небольшая голова. У самцов рога, как правило, имеют три или четыре ветки. Если ответвлений больше, значит, у самца более доминирующая роль. Лани не выращивают рога, у них есть две черные шишки, растущие в одном месте на голове.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Особи пятнистого оленя значительно варьируются по окраске. Большинство из них либо светло-коричневого, либо средне-коричневого цвета. Они также могут иметь белые пятна, которые не проходят после взросления. Другие более темного почти серого цвета, и у них вообще нет пятен. Несмотря на разницу в окраске, это один и тот же вид оленей. Тестирование ДНК подтверждает, что это пятнистые олени.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Взрослые самцы весят от 70 до 110 кг. Большинство самок весят от 30 до 45 кг.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Индийский замбар (Cervus unicolor)

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Часто путают с благородным оленем из-за громоздкого тела и длинных тонких ног. У них также есть длинные рога, которые развивают довольно много ответвлений, достигают 100 см в ширину при полном раскрытии. Взрослые самцы весят около 180 кг, а самки – около 100 кг. У них темно-коричневая шерсть с различными отметинами по бокам.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Беломордый олень (Cervus albirostris)

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Большой, сильный олень имя получил благодаря белым губам. Внутренняя часть ушей, кончик морды, горло, нижняя часть подбородка и внутренняя сторона ног также белые. Живот кремово-серовато-белый, пятка красновато-коричневая. Остальная часть тела темно-коричневая летом и от светло-коричневой до серовато-коричневой зимой.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Свиной олень (Axis porcinus)

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Небольшой олень с крепким телосложением, относительно короткими ногами и приподнятыми задними конечностями. Самцы тяжелее самок и имеют более толстые шеи. Самки летом красновато-коричневые, зимой тускнеют. Зрелые самцы темно-коричневые. Неясная темная полоса проходит вдоль позвоночника от плеч до хвоста. У некоторых взрослых (особенно самок) на летом на шерсти разбросаны бледные пятна (особенно по обе стороны от более темной линии спины). Нижняя часть имеет тот же цвет, что и спина, за исключением нижней белой части хвоста. Только самцы выращивают рога. Каждый рог имеет три ветви, с коротким зубцом и концевой вилкой.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Олень Давида (Elaphurus davidianus)

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Красновато-коричневый летний окрас к зиме становится серовато-серым. Длинный, волнистый защитный внешней мех растёт в течение всего года. Шерсть становится более плотной к зиме. У оленя на шее и в горле растёт «борода». Хвост длинный с темным пучком на конце. Удлинённая голова с большими глазами и преорбитальными железами. Уши маленькие заострённые. Рога разветвлённые с длинными направленными назад зубцами, главный луч направлен вверх. Копыта большие и издают щелкающие звуки, когда олень движется.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Подсемейство Мунтжаки (Muntiacinae)

Мелкие пасущиеся копытные, называемые азиатским подсемейством оленей, характеризуются короткими роговыми зубами и верхними клыками, которые у взрослых самцов вытянуты в клыки. Мунтжаки поднимают ноги высоко при ходьбе, всегда бдительны, и потому что они лают на хищников, их также называют лающими оленями.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Индийский мунтжак (Muntiacus muntjak)

p, blockquote 28,1,0,0,0 —>

Имеет короткую, мягкую, толстую, плотную шерсть, особенно у те экземпляры, которые живут в более прохладных регионах. Окраска шерсти меняется от темно-коричневого до желтоватого и серовато-коричневого в зависимости от сезона. Окрас золотисто-коричневый на дорсальной стороне и белый на брюхе, конечности от темно-коричневых до красновато-коричневых, голова темно-коричневая. Уши едва покрыты шерстью. Самцы короткими рогами, две-три ветки, и выступают из длинных покрытых волосом ножек на лбу. У самок пучки меха и маленькие костяные шишки вместо рогов. У самцов также слегка вытянутые верхние клыки длиной около 2-3 см, которые слегка изгибаются от губ и наносят серьезные травмы другим животным или другим членам популяции при агрессии. Самцы крупнее самок.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Гигантский мунтжак (Muntiacus vuquangensis)

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Это олень размером с большую собаку, весит 30 – 50 кг, встречается в вечнозелёных и полувечнозеленых лесах и, по-видимому, предпочитает первичные леса, хотя был замечен в зонах вторичного роста и деградированных лесах. Гигантский мунтжак напоминает другие виды мунтжаков. У него простые рога, они растут на приподнятых шишках вдоль головы как гребни. Преорбитальные и пара лобных желёз большие. У самцов растут клыки.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

Подсемейство Косули (Capreolinae)

Или подсемейство оленей Нового Света в основном встречается в Северной и Южной Америке. В это подсемейство входит крупнейший член семейства оленей – лось и наименьший – пуду. Хотя это подсемейство называют оленями Нового Света, оно включает в себя северного оленя, лося и косулю из Евразии.

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

Европейская косуля (Capreólus capreólus)

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Косуля маленькая, поэтому часто люди взрослых особей принимают за молодое поколение больших оленей. Зрелые косули весят от 13 до 35 кг. Самцы, как правило, на 10 кг тяжелее, чем лани.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

Тело косули красновато-коричневого цвета, и иногда, кажется, что оно сияет золотом, когда светит солнце. Голова имеет легкий оттенок серого. В ягодичной области белое пятно. Рога самцов имеют три или четыре ветви, когда полном развитии.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

Лось (Alces alces)

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

Из всех видов оленей лоси самые крупные. Самцы весят до 680 кг. Даже лани затягивают на 500 кг. Есть много вариаций размера, но в целом у лося такая масса тела. Рога этих животных удивительны и очень тяжелые. Они простираются на расстояние от 1,2 до 1,8 м. Толстая шерсть сохраняет тепло в холодных регионах. Лоси, которые живут в районах, где летом тепло, имеют более тонкую шерсть. Окраска коричневого цвета, напоминающая оттенок шоколада. У них очень громоздкие тела с отвисшим носом и кожей под подбородком. У лосей также широкие ноздри.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

Северный олень (Rangifer tarandus)

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

Обитает в арктической тундре, в регионах Северного полюса, которые включают части Северной Америки, Европы и Азии.

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

Копыта северного оленя приспосабливаются к сезону, поэтому летом, когда тундра мягкая и влажная, они становятся похожими на губку, чтобы увеличить площадь соприкосновения с влажной поверхностью. Зимой копыта сжимаются, обнажается обод копыта, который врезается в лед и покрытый коркой снег, чтобы олени не скользили. Изменения в копытах позволяют оленям выкапывать в снегу лишайник, известный как мох северного оленя.

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Шерсть северного оленя состоит из двух слоев: толстого подшерстка и длинного меха, который состоит из полых, наполненных воздухом волосков, которые поддерживают тепло в северные холода.

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

Северный пуду (Pudu mephistophiles)

p, blockquote 42,0,0,1,0 —>

Этот самый маленький олень в мире живёт в Андских горах в Колумбии, Эквадоре и Перу, весит от 3 до 6 кг. Пуду предпочитают возвышенности не менее 2000 м над уровнем моря. Климат здесь умеренный, с влажной зимой и засушливым летом.

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

У маленьких оленей коренастое тело и стройные ноги. Они в среднем 32 – 35 см в высоту и примерно 85 см в длину. Они немного больше, чем домашняя собака или большая кошка. Южная ветвь вида живет в Чили и Аргентине. Тут олени пуду немного крупнее. Мех у них толстый, жесткий и близкий к телу. Цвет варьируется от красновато-коричневого до темно-коричневого. У самцов рога изогнуты назад, не разветвляются.

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

Подсемейство водяных оленей (Hydropotes)

Подсемейство водяных оленей (Hydropotes) представлено одним видом – водяной олень (Hydropotes inermis)

p, blockquote 45,0,0,0,0 —>

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

Из-за необычных «клыков» водный олень заслужил прозвище «олень-вампир». Клыки в сочетании с круглыми ушами придают приятному в остальном виду оленя несколько пугающий вид. Водяной олень безвредный, но клыки, как и любая другая естественная защита, наносят серьезный урон другим животным.

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

Водный олень один из меньших видов оленей, которые существуют в мире. Их небольшие пропорции в сочетании с наличием желчного пузыря и мочевого пузыря вместо лицевых желез биологически связывают оленя-вампира с подвидом крошечных и застенчивых мускусных оленей. У оленя-вампира темно-коричневый мех. Более светлая шерсть покрывает переднюю часть шеи и живот.

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

Где живут олени

Олени не живут в Антарктиде и Австралии. На всех других континентах водятся эти животные. Олени выживают в самых разных средах, поэтому они так распространены и могут жить в болотах, лесах, лугах, равнинах и даже в горной местности.

p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

Что едят олени

Олени – травоядные, они едят растения, фрукты, желуди и орехи. Осенью они переключатся на травы и вечнозеленые растения. Зимой едят любую доступную пищу, такую как опавшие листья, ветки, кусты и другие древесные растения. К сожалению, эти продукты не питательные, и олени мигрируют на юг, если долгая и холодная зима.

p, blockquote 50,0,0,0,0 —>

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

Что едят оленята

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

Оленята пьют молоко матери, когда рождаются, затем добавляют в рацион твердую пищу, такую как трава, листья и фрукты.

p, blockquote 53,0,0,0,0 —>

Хищники, охотящиеся на оленей

Волки, медведи, тигры, ягуары и пумы лакомятся оленями. У оленей хорошо развиты зрение, обоняние и слух, и они всегда готовы к опасности. Быстрота и ловкость позволяют избежать столкновений с хищниками. Тем не менее, они также дают отпор, бьют хищников ногами, а не рогами. Самки лосей особенно активно защищают детенышей и опасны для человека в этот период.

p, blockquote 54,0,0,0,0 —>

p, blockquote 55,0,0,0,0 —> p, blockquote 56,0,0,0,1 —>

У оленей длинный брачный сезон, который длится с октября по январь. В остальное время года самцы не взаимодействуют с самками.

Оленеводство — важнейшая отрасль северного края

Оленные люди

В северных районах Хабаровского края издавна живут тунгусские народы эвены и эвенки. Много веков кочуют они со стадами оленей по бескрайней тайге. Основа их материальной жизни составляет транспортное оленеводство, а сопутствующие промыслы охота и рыболовство. Эти занятия требуют постоянных передвижений вот так сформировалось уникальная кочевая культура тунгусов. Годовой хозяйственный цикл эвенов и эвенков делится на несколько периодов и все цело подчинен интересам оленеводства. Воспроизводству оленя его полноценному питанию, защите от хищников и сохранению поголовья.

Самым спокойным временем года в жизни оленеводов считается зима. В это время основным занятием мужчин становится охота на пушного зверя. Зато весной в период отела пастухи трудятся круглосуточно. Важенок отделяют от стада размещают в специальном загоне и день и ночь все члены бригады дежурят в этом оленьем роддоме. Летом у оленеводов другая забота, появляется злейший враг оленей – овод. Он не только доставляет животным неудобства но прогрызает их шкуру и откладывает в них свои личинки. Прохлада и ветер спасает оленей на наледи который сохраняется в этих местах все лето.

Маршруты

А на таежных пастбищах устраивают дымокуры возле которых олени проводят весь день. Страх перед оводом пересиливает даже голод. Оленей приходится насильно выгонять на водопой и пастбища. В конце лета у оленя начинается период гона. В это время стадо становится неуправляемым и отпускается на вольный выпас. В остальное же время олени ежечасно находятся под контролем пастухов. И в дождь и снег укарауливают они стадо верхом на оленях или пешком. Каждая оленеводческая бригада пасет свое стадо на определенной территории во многих случаях она совпадает с традиционным маршрутом которым кочевали их предки в прошлом.

Оленеводы знают здесь каждый ручей, каждую возвышенность протяженность кочевых маршрутов достигает двухсот и более километров. По мере использования ягельных пастбищ семья собирается в дорогу в поисках новых источников питания для своих оленей. Редко когда бригада на одном месте больше месяца. Сборы не занимают много времени все предметы походного быта мебель сумки посуда продуманы прекрасно приспособлены к кочевому образу жизни. Каждая сумка имеет определенное назначение. Большие мягкие сумки шьются из камуса оленя в них перевозят одежду и продукты, а в специальные жесткие коробки складывается хрупкая посуда.

Кочевой образ жизни оленеводов

Порядок движения во время кочевки строго регламентировано. Зимой впереди каравана следует олень который прокладывает в глубоком снегу дорогу. За ним едут хозяин стойбища и специальный олень носитель семейных святынь. Все олени в стаде имеют определенное назначение. Одни перевозят посуду, другие детей, третьи всякий инвентарь. Для этого они проходят специальную подготовку и дрессировку. В соответствии с обязанностями олени имеют свои названия. Существует несколько видов седен грузовое, ездовое женское и мужское. Сбираться на оленя помогает посох нилкам. Ездить на оленях таежный кочевник начинает с рождения. Грудных детей перевозят в люльках а детей постарше в специальных седлах с деревянными бортиками по бокам. Колыбель делали из гнутого дерева или толстой бересты.

Атрибуты

Ее можно было поставить на землю подвесить на сумку привязать к седлу. С конца девятнадцатого века в кочевом хозяйстве эвенов и эвенков появилась нарта грузы стали перевозить на ней запрягая двух оленей и связывая вереницу до десяти груженых нарт. Кочевой образ жизни предполагает большую самостоятельность и активных женщин в хозяйственных делах оленеводческой семьи. Они занимаются приготовлением пищи, установкой жилища, обработкой шкуры оленя, изготовлением домашней утвари, воспитанием детей, помогают мужчинам в уходе за оленями и даже в охотничьем промысле. С рождением детей они приобретают более высокий социальный статус в обществе. Большим уважением пользуются пожилые женщины. Дети с раннего возраста участвуют в делах семьи. Мальчишки помогают родителям пасти оленей ловко управляются с маутом, девочки учатся выделывать шкуры и шить одежду заботятся о малышах. Детские игры всегда подражали жизненному укладу взрослых. Игрушками служили фигурки животных и людей из кости оленя или коры дерева. А разномастных оленей изображали разноцветные камешки, ракушки, или просто ветвистые прутья.

До сих пор каждому новорожденному ребенку в семье оленеводов дарят оленя. Чаще всего важенку. Все телята все телята которой тоже будут принадлежать ребенку. К моменту взросления у него накопится свое маленькое стадо необходимое для начала самостоятельной жизни. В советское время из мелко табунного транспорта оленеводство превратилось в крупно табунное продуктивное. В настоящее время колхозы прекратили свое существование и таежные оленеводы снова возвращаются к традиционным формам ведения хозяйства.

Оленеводство — олень центр мироздания

Вся жизнь кочевых таежников связана с оленем. В качестве основного средства передвижения он не заменим в тайге в любое время года. Олени делят на ездовых для перевозки людей и вьючных на которых перевозят грузы. Для распознавания своих оленей каждый хозяин делает фигурную метку на ушах новорожденных оленят, а вырезанные метки нанизанные на жилку бережно хранит как оберег оленя.

Но олень не только служит средством передвижения, он дает семье оленевода, кров, одежду и пищу. Более того для тунгусов олень центр мироздания. Его считают творцом земли он движет небесное светило и ведает ходом времени. С оленем связаны многие древние верования и обряды. Когда то нынешние северные олени жили не только не севере, они были широко распространены и по всей Европе. В нашем регионе сохранился охотский северный олень. Это самый крупный из под видов северного оленя проживающих в России.

Северный олень

Дикие северные олени очень кроткое и безобидное животное, И только в период брачных игр уступчивый и добродушный самец превращается в опасного зверя, во избежание травм у оленей пастухи в это время обрезают им рога, Сверенный олень в это время обладает удивительными качествами которые позволили ему приспособится к жизни на севере, и легко выдерживать пятидесяти градусные морозы, Даже новорожденный олененок не боится холода, уже через два три дня он бегает за матерью. В этом северному оленю помогает необычная шерсть, шерстинки у него клинообразные и наполнены воздухом образующим хорошую воздушную шубу. Даже дующий против шерсти ветер не может добраться до кожи коленей, Благодаря своей шерсти северный олень очень хорошо плавает, наполненная воздухом шерсть держит его на воде и не дает замерзнуть. Зимой олень обрастает теплым пухом. Однако для того чтобы жить в тайге и тундре мало быть устойчивым к морозам, надо еще добывать себе еду.

Пища оленя

Олень питается ягелем которое называют оленьи мхом, его не станет есть ни корова ни лошадь. Зимой олень добывает еду из под снега разгребая его часто с метровой глубины или разбивая копытами плотный ледяной покров. Копыта у северных оленей не только острые но и широкие благодаря таким копытам они свободно ходят по болотам и мчатся по глубокому снегу. По мнению северных жителей олень совмещает в себе достоинства многих домашних животных. Коровы оленье молоко имеет самый большой процент жирности. Лошади олень перевозит людей и грузы в любое время года и как овца олень дает теплый мех, одежду и постель. А еще также как верблюд он способен выдержать многодневное путешествие в сложных климатических условиях. У оленя есть еще замечательная особенность в отличие от человека глаз северного оленя пропускает свет в ультра фиолетовом диапазоне. Это защищает его глаза от яркого солнечного света которое отражается снегом.

Хэвэк

Большинство таежных оленеводов имеют так называемого любимого оленя хэвэк или сэвэхи по эвенкийски. Они верят что он может вылечить хозяина если тот заболеет забирает его тяжелые мысли и переживания. Как друг он поможет в трудные моменты жизни. Этот олень освобождается от всех работ, а когда хозяин умирает то его отправляют в загробный мир вместе с умершим.Только когда стадо достигнет большой численности оленевод позволяет себе убить домашнего оленя для нужд семьи

Используют в олене практически все без отходно, мясо, шкуру, субпродукты, кровь, рога, камусы. Кстати рога северного оленя и копыта прекрасный материал для сувениров, а из рогов оленей добывают ценнейшее лекарственное сырье пантокрин. Своеобразным сосудом для хранения сырой крови служит желудок оленя. Свежую теплую кровь пьют как источник силы и здоровья. Но прежде чем отведать приготовленную пищу эвен обязательно угостит свежениной духа костра.

Хэвэк, сэвэхи — животное (олень или собака), душа которого сверхъестественным образом связана с душой человека: человек может отвести на своего хэвэка болезнь, а несчастье, происшедшее с хэвэком, может отразиться на человеке.

Постройки оленеводов

Кочевой образ жизни и суровые климатические условия требовали от оленеводов особого устройства жилища. Легкого в транспортировке и установке и теплого в зимние морозы. Всем этим требованиям соответствует чум – один из самых древних видов жилища распространенный у всех северных народов. Он представляет собой коническое каркасное сооружение обтянутое сверху оленьими шкурами. Строительным материалом для каркаса служит тонкие жерди из молодых лиственниц. В основе конструкции три – четыре толстые опорные жерди которым симметрично приставляются более тонкие. Вверху чума оставляется отверстие через которое уходит дым от очага.

Его размер и направление можно регулировать в зависимости от погоды. Установка чума не занимает много времени даже для женщин и подростков не составляет труда. Ход жилища ориентировался в пространстве зимой на юг летом на северо-запад, однако очень важным для хозяев чума был вид открывающемся перед жилищем. Они умеют ценить сказочную красоту эпических живописных, северных пейзажей, их тишину, гармонию и вольный простор. Внутри чума в центре располагается очаг над которым на крюках подвешиваются котелок и чайник. В очаге день и ночь тлеет сырое бревно от угли которого в любой момент можно разжечь костер.

Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами

Чум и его атрибуты

Пол в чуме застилается душистыми хвойными ветками, которое располагается в определенном порядке двигаясь от центра в обе стороны к двери. Настил должен быть пушистым и мягким его меняют по мере изнашивания хвои. А зимой сверху настилают еще теплые шкуры оленя. Если мужчину в тайге застала ночь, он строит временный двухскатный шалаш из веток сланника и ели. Из них можно соорудить ночлег и летом и зимой. Для начала выбирают два рядом стоящих дерева, к ним привязывают наклонную опору. В полученную развилку крепится поперечная жердь. А к ней с двух сторон приставляют более тонкие жерди.

На них уже слоями двигаясь с низу вверх укладываются ростки и хвойные ветки. Такие ночлежки строят и оленеводы блуждающие по тайге в поисках отбившихся от стада оленей и охотники в погоне за зверем оказавшиеся далеко от зимовья. Такому укрытию не страшен ветер, дождь и снег. Веками складывались простые и очень рациональные формы существования человека в мире природы. Он берег ее и брал от нее только то, что было необходимо для сохранения своей жизни и природа отвечала ему тем же.

Известны таежным кочевникам и корьевые дома строительным материалом для них служит кора лиственницы. Кроме жилых у эвенов и эвенком имеются хозяйственные постройки. Это свайные амбары, как избушки на курьих ножках вырастающие в гремучей тайге. В них кочевники оленеводы хранят сезонную одежду, запасы продуктов, нарты. Высокие опоры защищают содержимое склада от медведя и грызунов.

Национальная одежда.

Эвенкские и эвенкийские женщины заслуженно снискали себе славу замечательных мастериц по выделке и художественной обработке меха и ролдуги. Чтобы получить мягкую тонкую ролдугу со шкуры нужно удалить весь ворс. Для этого его либо срезают с замороженной шкуры либо замачивают ее на длительное время, а затем скребками счищают никчемную шерсть. Процесс выделки шкуры оленя трудоемкий и кропотливый требующий больших физических усилий и сноровки.

Сначала свежую шкуру растянутую на распорке сушат. Края распрямляют с помощью щепочек. После просушки шкуры оленя специальными инструментами кожу скребут. Затем смачивают специальным мхом, плотно заворачивают и оставляют на некоторое время. Когда кожа размягчится ее еще раз скоблят, а затем долго мнут до нужного состояния.

Ролдуга — выделанная оленья шкура, похожа на замшу.

Камусы оленя

Высоко ценятся рукоделие для северных народов – камусы оленя. Это мех с ног оленя. Тонкий, гладкошерстный он широко используется в изготовлении обуви и вьючных сумок. Основой традиционного мужского и женского костюма эвенов служит распашной кафтан. Приталенного силуэта с об точными рукавами. Полочки на нем стягиваются ровными ремешками. Под кафтан женщины надевали нагрудник который не только защищала от холода но и служил подлинным украшением костюма. Комплект зимней одежды дополняли головные уборы в форме капара разного кроя, теплые меховые брюки в которых можно и на снег сесть.

Высокие торбоза из камуса оленя в которые вставляются меховые чулки мехом во внутрь. В сильные морозы оленеводы надевают на лицо своеобразную защитную маску из мягкого белячего меха. Она могла закрывать все лицо или только подбородок и щеки. Сшивали меховые и ролдужные детали нитками из сухожилия оленя. Для их изготовления расщепленные волокна вкручивают на колени подложив ролдужную повязку. Сухожильные нити оленя отличаются большой прочностью, эластичностью и совсем не заметной на коже. Каждая женщина сама обшивала свою семью необходимой одеждой в первую очередь повседневной и промысловой.

Праздничная одежда

Праздничная одежда из ролдуги декорировалась разнообразней и сложней. Ролдугу тонировали в оранжевые и черные цвета используя в качестве пигмента красную глину и сажу. Женский костюм отличается от мужского богатством украшений и орнамента. Для эвенкийских и эвенских узоров характерны геометрические мотивы состоящие из концентрических кругов, зигзагов, полос, треугольников, квадратов, позже у вышивки появились растительные узоры. Изделия из меха декорируют чаще всего в технике мозаики и инкрустации. При необходимости мех подвергается различной обработке – бритью, выщипыванию и стрижке. Наиболее популярным рисунком у эвенков и эвенов является двухцветная шахматка из мелких квадратов, ромбов или треугольников.

На ролдуге использовали вышивку бисером и уникальную вышивку белым подшейным волосом оленя. Цветовая гамма орнаментов сохраняется в этнической культуре длительное время и имеет определенное символическое значение. Традиционно используется бисер голубого, белого и черного цветов. Это цвета окружающей природы дающей человеку жизнь. Цвет снега, неба, воды и земли. Дополнением к ним служит красный цвет. Еще в девятнадцатом веке один из первых исследователей культуры эвенов восторгаясь внешним обликом их праздничной одежды сравнил ее с великолепным испанским камзолом. Безусловно праздничный костюм эвенов имеет торжественно величественный характер со звучной окружающей природе, ритму жизни и мироощущению таежных кочевников.

Традиционные верования и обряды эвенов

Эвены, эвенки и негидальцы еще в восемнадцатом веке искренни приняли христианство. Даже в небольших поселках на оленеводческих базах вплоть до 40-50 гг. 20 века стояли православные часовни, куда регулярно приезжал священник. А все пожилые люди и сегодня имеют старинные иконы и кресты, доставшиеся от родителей. Но это не мешает им одновременно придерживаться шаманизма – почитать языческих духов. Известны случаи когда для совершения определенного обряда иконы смазывались кровью оленя. Так сознание и повседневной жизни народа переплелись эти две религии.

Кроме традиционного календаря по частям тела, тунгусы пользовались и православным, он изготавливался из деревянной дощечки на которой метками обозначались дни, месяцы. Отмечались церковные праздники и семейные даты. Для всех таежных народов характерен культ медведя. Согласно мифам первые люди некоторых родов произошли от брака женщины с медведем. Поэтому женщины соблюдали многочисленные запреты в отношениях с этим зверем. Например, женщины не допускались к обработке мяса и шкуры медведя, а если им приходилось это делать, то на запястье им привязывали колокольчик, чтобы душа медведя не подумала, что это не женщина, а олень к нему прикасается.

Негида́льцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье

Ритуалы

Одушевляя природные объекты эвены и эвенки , чья жизнь проходит в пути на перевалах обязательно обращаются к духу горы с просьбой удачного путешествия и в знак уважения привязывают на лиственницу ленточки из разноцветной ткани, оставляют угощения. Культ огня один из самых важных традиционной культуре таежных кочевников. Отправляясь в дальний путь, на промысел или начиная новое дело, эвены разговаривают с огнем. Спрашивают совета и строго следуют знакам полученным от него. Садясь за стол, входя в чужой дом в первую очередь бросят не много еды в печь или костер. Это вероятно один самых архаичных ритуалов сохраняемых северными народами тысячи лет.

К числу древних относится обряд гадания на лопатке оленя или горного барана. В трещинках и пятнах закопченной лопатки таежник видит свое будущую дорогу и события которая на ней произойдут. Кости убитых оленей , как и других промысловых животных эвены не бросают в лесу, их захоранивают в специальных ритуальных сооружениях – голик. Этот обряд призван сохранять воспроизводство промысловых зверей дающих людям пищу. Если в поселке нет возможности построить голик то копыта оленя просто подвешивают на лиственницу рядом с домом.

Похоронные обряды сохраняют древние архаичные черты. Еще совсем недавно захоронения были воздушными, когда покойника завернутого в бересту или ролдугу подвешивали на дереве или укладывали на специальном помосте. Сейчас хоронят по христианским правилам который вплетаются элементы древних традиций. Рядом с могилой устанавливают имитацию чума из трех жердей, в которую подвешивают рога оленя, колокольчик, копыта и грудину с шерстью.

Заключение

Оленеводство – основное отрасль традиционной хозяйственной деятельности коренных народов севера. Благополучие этого промысла является залогом сохранения исконного образа жизни. А значит языка, культуры и традиционного мировоззрения жителей севера. Им всего то и надо заниматься делом, которое они любят и знают, которым тысячу лет занимались их предки и будут вероятно заниматься их дети. Они вернутся из интернатов бригады, будут пасти оленей, заботится о них, просыпаться в чуме на еловых ветках источающих смолянистый запах, пить живую воду из горного ручья звенящего хрустальными льдинками и также, как их родители говорить олень – это наша жизнь.

Пантовое мараловодство

На Востоке говорят, что в растительном мире царь – женьшень, а в животном – панты марала.

Целительную силу пантов знали еще в древности, более 4000 лет назад. Упоминание об оленях встречается во многих древних работах, первая запись о применении в медицине оленьих рогов найдена на шелковом свитке, извлеченном из ханской гробницы в китайской провинции Хунан. Это погребение датируется 168 г. до н. э.

Знахари при дворе китайского императора использовали панты в составе многочисленных снадобий для того, чтобы сохранить молодость и силу до преклонных лет. В XVI в. китайский врач Ли Ши-Чжень составил Китайскую сводную фармакопею «Бень-Цао-Ган-Му», включившую в себя медицинскую литературу за четыре тысячи лет. Специальный раздел в этом труде был посвящен пантам (Лу-Жун). Долгое время Китай единолично владел этими секретами, но со временем слухи о целебных свойствах пантов разлетелись по всему миру.

В 60-х гг. XVIII в. русские переселенцы на Алтай, кержаки-староверы, узнали о ценности пантов марала во время контакта с пикетами китайских военных, которые охотно скупали у них панты убитых животных. Тогда за один килограмм пантов алтайского марала давали один килограмм серебра.

Развитие мараловодства в северо-западном и центральном Алтае начинается в 70-х гг. XIX в. Пионерами его были братья Лазарь, Ларион и Емельян Фоминых, построившие в 1866 г. на реке Талице первый маральник.

К концу XIX в. по всему Алтаю уже насчитывалось более 200 маральников с поголовьем более 3000 животных. Одним из крупнейших мараловодов в то время был польский дворянин – Михаил Иванович Янковский. Он начал приручать оленей в 1897 г., а в 1914 г. уже имел ферму в 2000 голов.

В начале 30-х гг. XX в. на Алтае началось интенсивное развитие мараловодческих хозяйств. В 1966 г. мараловоды Алтая срезали по 6–6,5 кг сыропантов с одного марала-рогача. В 1981 г – в некоторых хозяйствах – по 9,4 кг.

Марал – самый крупный представитель благородных оленей Евразии, обитающий в горах юго-востока Казахстана, Южной Сибири и Предбайкалья. В настоящее время Алтай – один самых передовых регионов в мире по пантовому мараловодству. 90% стада пантовых оленей России (около 100 тыс. особей) сосредоточено в Алтайском крае и Республике Алтай. Можно сказать, что в России пантовое оленеводство ассоциируется именно с Алтаем.

В 30-ти хозяйствах шести горных районов Алтайского края содержится более 24 тыс. маралов и пятнистых оленей. Самое крупное мараловодческое хозяйство Алтайского края – ОПХ «Новоталицкое» Россельхозакадемии (Чарышский район, 3,7 тыс. маралов). Более 1000 голов содержится в ООО «Агрохолдинг Солонешенский» и ООО «Тополинский маральник» (Солонешенский район), ООО «Каимское» и ООО «Арекс» (Алтайский район). В природных условиях маралы живут 12–14 лет, а при парковом содержании – 25–30 лет. В рацион питания маралов входит 200 целебных алтайских трав.

Основным продуктом пантового мараловодства являются панты – неокостеневшие рога оленей, снятых в период их роста. В чистом виде или экстракте они используются при лечении заболеваний крови, сердечно-сосудистой системы, головного мозга, переутомлении, ослаблении иммунитета. На основе пантокрина создано множество лекарственных препаратов, пищевых добавок, эликсиров, бальзамов, косметических средств. Пантовые препараты повышают тонус организма, дают заметный омолаживающий эффект, способствуют продлению жизни, оптимизируют энергетические процессы в организме. Особой популярностью пользуются пантовые ванны, которые делают на отваре свежих пантов с добавлением лекарственных трав. Утверждают, что курс из 8–10 ванн значительно укрепляет организм, способствует лечению хондрозов и многих других недугов.

Перспектива развития этой отрасли очень широка. Ежегодно экспортируется 400–500 т пантов. Иностранцы для своей фармацевтической промышленности берут все: панты, мясо, пантогематоген, жилы, внутренности, копыта и хвосты. Переработкой основной массы пантов занимаются китайские и корейские фирмы. Марал – эндемик Алтая, и больше ни один регион России не может предложить туризм и отдых на маральниках.

По признанию Международной ассоциации производителей пантов, кровь и панты алтайского марала являются наиболее активными в мире и относятся к самой дорогостоящей в мире – высшей категории. Панты алтайского марала ценятся в 1,5–2 раза дороже новозеландских, американских, корейских, китайских пантов и в 10–12 раз дороже рогов северного оленя, лося.

Сегодня в Алтайском крае работают 15 предприятий по переработке сырья пантового оленеводства. Ими производится более 60 наименований продукции. Основные переработчики продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае: НП «Алтайский биофармацевтический кластер» – ООО «Пантопроект», ООО «Юг», ЗАО «Эвалар», ЗАО «Сижан», ООО ПКФ «Алтайский букет», ООО «Пантовый мир», ООО «Алфит Плюс», ООО «Спектр–Бальзам», ЗАО «Алтайвитамины», «Алтамар».

Изучением разведения, содержания маралов, а также продукцией переработки занимается единственный в стране Всероссийский научно-исследовательский институт пантового оленеводства СО РАСХ (ранее – Всероссийская научно-исследовательская опытная станция пантового оленеводства, образована в 1956 г.; г. Барнаул). Общие проблемы отрасли призван решать созданный в 2006 г. Союз оленеводов Сибири. В крае принята целевая программа «Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае на 2011–2015 гг.».

Литература

Александров В. В. Лечебно-профилактическое использование продуктов пантового оленеводства / В. В. Александров, С. И. Кудрявский. Барнаул : АзБука, 2003. 126 с. : табл.

Алтайская «изба» красна не только пирогами // Алтайская правда. 2012. 14 сент. С. 8–9 : ил.

Бубликов В. Б. Направления и перспективы развития пантового мараловодства в Алтайском крае // XXI век: перспективы развития АПК. Барнаул, 2002. С. 178–182. Библиогр. в конце ст.

Буняева В. Марал – благородный олень // Алтай. 2009. № 6. С. 33 : цв. ил.

Волохина И. В. Панты и кровь в традиционной народной медицине алтайцев на современном этапе / И. В. Волохина, Д. Г. Коровушкин // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2002. Т. 8. С. 547–550.

Всероссийская научно-исследовательская опытная станция пантового оленеводства // Учреждения и деятели сельскохозяйственной науки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. С. 372–375 : портр.

Инновационные технологии производства продукции пантового оленеводства и использование ее в укреплении здоровья нации: материалы науч.-практ. конф. Бийск, 2011. 76 с. : ил.

Лечебные животные – маралы // Целительные силы Алтая. Барнаул, 2009. С. 75–80 : цв. ил.

Лисица О. В чем сила, брат? Чтобы быть здоровым, человеку нужно съедать 75 граммов пантовой продукции в год // Алтайская нива. 2012. 29 нояб.–5 дек. (№ 47). С. 8 : ил.

Луницын В. Г. Пантовое оленеводство России. Барнаул : Алтай, 2004. 581 с. : ил.

Мараловодство и пантовое оленеводство на Алтае // Алтайский край. АПК: история и перспективы. Барнаул, 2012. С. 116–119 : цв. фот.

Маральники // Туристические ресурсы Алтайского края. Барнаул, 2012. С. 230–231 : цв. фот.

Медведев А. Панты – бренд Алтая // Приоритетное мнение. Барнаул, 2012. Окт. (№ 11). С. 12–13 : ил.

Огарь А. Дары солнечного оленя // Свободный курс. Барнаул, 2012. 19 сент (№ 38). С. 10 : ил.

Попова И. С. Перспективы развития переработки сырья пантового оленеводства в Алтайском крае / И. С. Попова, Е. Ф. Шарахова // Известия АлтГУ. Серия : Биологические науки. Науки о земле. Химия. 2012. № 3/1. С. 60–65 : табл. Библиогр. в конце ст. (9 назв.).

Проблемы пантового оленеводства и пути их решения. Барнаул, 2002–

Т. 1. 2002. 383 с. : ил. Библиогр. в конце ст.
Т. 2. 2005. 284 c. : ил. Библиогр. в конце ст.
Т. 3. 2007. 257 с. : ил. Библиогр. в конце ст.
Т. 4. 2008. 206 с. : ил. Библиогр. в конце ст.
Т. 5. 2009. 139 с. : ил. Библиогр. в конце ст.
Т. 6. 2011. 278 с. : ил. Библиогр. в конце ст.

Скоморохов А. Вот такие панты // Московский комсомолец на Алтае. 2012. 12–19 сент. (№ 38). С. 3.