Именно так: три миллиона в год чистой прибыли может приносить продажа недельных цыплят бройлеров, утят и гусят, выращивание несушек и реализация яиц.

Гость журнала Reconomica , молодой фермер Михаил, без ложной скромности поделится успехом на поприще птицеводства, нюансами ведения бизнеса. Особенно читателю будет интересен небольшой финотчет – калькуляция расходов, основные статьи затрат, подсчет чистой прибыли фермерского хозяйства.

Михаил расскажет, почему выбрал заработок на птице, как начал свое дело. И – как завершил, занявшись иным бизнесом. Впрочем, это другая история: рассказ Михаила про птицу, несущую хозяину поистине золотые яйца, гораздо интересней!

Мой заработок на птице, мой бизнес на птичьем дворе

Разрешите представиться – Ульченко Михаил Александрович. Мне 29 лет, родом я из села Бурлук Котовского района Волгоградской обл. Свое дело я начал в 2014 году.

О собственном бизнесе задумался сразу после женитьбы. Жили мы в селе, работы не было – приходилось ездить на вахту. Летом жизнь врозь была терпимой, но зимой, перед самым Новым годом, супруга объявила бойкот. Я и сам понимал: зимой оставаться в частном доме ей тяжело.

Стали думать, с чего начать. Читали статьи, форумы, и в итоге остановились на животноводстве. Сперва я хотел заняться крупным рогатым скотом. Думал закупить несколько голов для материнского стада, молоко сдавать, молодняк выращивать на мясо. Когда разобрался в нюансах, понял – не потяну и финансово, и физически.

Разница в сумме затрат для старта и прогнозом дохода через год работы была космической. Окупаемость – долгая, доход – не очень высокий.

Заканчивался январь, и на форумах о сельском хозяйстве закипела жизнь. Стали встречаться темы о птице, о содержании и породах.

Заработок на птице – один из самых выгодных в фермерском деле за счет быстрой окупаемости.

Изучив тему, я понял: разведение птицы подходит мне идеально. Окупаемость быстрая, я смогу сразу на этом зарабатывать для содержания семьи!

У меня был частный дом по типу “на два хозяина”. Одна половина жилая, вторая в виде бетонной коробки – и все под одной крышей. Двор также делился на две части. Этот памятник советской архитектуры сэкономил мне кучу денег и времени.

Бизнес-план на бумажке и деньги из копилки

Я решил закупать суточных цыплят бройлера, гусят, утят, доращивать их до недельного возраста и продавать населению. Торговать собирался на рынках в ближайших райцентрах. Четкого бизнес-плана не было: я ограничился подсчетам затрат и приблизительным прогнозом прибыли.

Бройлерные цыплята хороши, утята и гусята – не хуже!

Взял за основу себестоимость закупки одной головы (35 руб.), стоимость корма за голову в сутки, цену за 1 л бензина и цену недельного цыпленка у себя на рынке (около 110 руб.).

Сложил, умножил на листке. Получилось заманчиво, но нужно было еще вычитать и делить! То есть к цене покупки цыплят нужно прибавлять все расходы вплоть до электроэнергии. А от продажной цены отнимать стоимость места на рынке и скидку в пять рублей.

Средства на развитие я использовал из своих сбережений: дарили на свадьбу, плюс копил на новою машину.

В итоге вышло почти 800 тыс. руб. Удалось купить небольшой грузовичок б/у, и на оборот остались деньги.

Погружение в птичий бизнес: этап подготовительный

Началась весна. Заказывал птицу я в Ростовской области. Далековато от меня, на круг больше 1000 км выходило. Зато смертность не превышала 1-2% с партии, и товарный вес цыплята набирали хорошо.

За первой партией в 3500 голов я решил ехать в середине апреля: нужно было подготовить нежилую половину для приема птицы.

Застилать полы в доме я решил не везде. Поставил утепленную перегородку, отделив большую часть. Оставил два окна, остальные зашил поликарбонатом. Смонтировал вентиляцию. Протянул все электрику, провел воду. Работать было просто в кайф!

Подготовка – коротко и тезисно:

  • Подстилка. Для подстилки использовал опилки.
  • Клетки. В продаже были пластиковые клетки – очень удобные, подходили и для суточных и для подрощенных цыплят. Взял и не пожалел, что переплатил за комфорт.
  • Поилки. Долго думал, как кормить и поить столько голов. Хотелось сделать по максимуму автономно. В итоге заказал все необходимое в интернете и установил.
  • Корма. За комбикормом ездил на производство, у перекупщиков брать не стал. Дело не в цене: хотелось посмотреть, как и из чего его делают, чтобы в будущем готовить самому, да и продавать как сопутствующий товар.
  • Транспорт. Занялся машиной: заменил все расходники, подготовил кузов. Хотел дополнительный бак поставить, но ограничился двумя канистрами про запас. В общем, переделал все, оставалось ждать.

Первая партия, первый опыт птицевода

В первую поездку взял с собой тестя в помощь. Продавец оказался серьезный мужик, ветеринар на пенсии. Много полезного он мне рассказал. Оказывается, при перевозке нужно клетки располагать по краям кузова, чтобы посередине можно было пройти и воздуха всем хватало.

Частая проблема при транспортировке – гибель птицы.

Места было с запасом – единственное, с крепежом провозились. Приехали в ночь, выгрузились. Правда, подавили чуть друг друга цыплята, но не сильно. Утром штук 12 выкинул – не больше.

Начал я цыплятами наблюдать. К вечеру уже все активно ели мой комбикорм – в общем, прижились.

А я стал искать сбыт: разместил объявления в интернете и еще распечатал. Поездил по райцентрам и крупным поселкам развесил.

Первые продажи: первые бройлеры улетели!

Весна была холодная, а бройлеру нужно тепло. В первые недели жизни бройлер растет как на дрожжах, и разница в четверо суток уже будет заметна. Я планировал к 1 мая всех продать, а в итоге на рынок первый раз выехал числа третьего.

Растим суточных цыплят бройлеров: не в тесноте, и не в обиде.

Цыплятам было уже по две недели, комбикорма съели в три раза больше, чем я рассчитывал. Зато у конкурентов таких цыплят не было. Мои бройлеры выгодно отличались от другой фермерской птицы.

В итоге за неделю всех разобрали. Остаток был небольшой, меньше ста голов.

На рынках я познакомился с такими же фермерами. Оказалось, бизнес этот очень прибыльный, но сезонный.

Стратегия была у всех почти одинакова: купить подешевле, продать подороже. Что не продастся – оставить на мясо и продать.

Начались заказы, я уже один не справлялся. Надо было вставать в 4 утра, всех кормить, грузиться, после рынка разгружать, что не продалось. И снова всех кормить, и так по кругу практически ежедневно. В перерывах еще и ездить за комбикормом да за новой партией.

Клетки для бройлеров – и для перевозки хороши, и для содержания.

Я взял в партнеры тестя. У меня немного развязались руки и разгрузилась голова: можно было думать о развитии.

Сезон продажи молодняка длится с мая по июнь. Затем начинается продажа кур-несушек.

Разведение несушек как бизнес: наши леггорны

На семейном совете мы решили переходить на продажу кур-молодок и несушек: торговать весь сезон, а к началу осени закупить еще 1000 голов и зимой продавать яйца.

Собрав информацию, я начал с планирования будущего курятника. Нужно было учитывать климат при выборе породы, количество голов на м2, способ содержания, высоту расположения гнезд. Факторов много.

Разведение несушек как бизнес – чтобы заработок не был сезонным.

В итоге сделали обычный сарай 5 × 22 м, внутри раздели на отсеки. Стены сделали из саманного кирпича – материал практически бесплатный и отлично сохраняет тепло.

Наколотили с тестем форм, взял в аренду бетономешалку небольшую, и за три недели мы сколотили каркас из бревен и обложили саманными блоками. Крышу сделали односкатную утепленную. Затем установили клети, поилки, кормушки.

Практика разведения кур-несушек

Схема закупки продажи была одинаковая – пришлось только докупить клеток. Закупал так же в Ростовской области, продавал на рынках и на заказ.

К концу осени у меня было в хозяйстве 1200 несушек. Торговал я породой леггорн. У них самая высокая и продолжительная яйценоскость. По моим расчетам, в начале зимы они должны были нести по 3000 яиц в неделю. Примерно так и оказалось: заработок на яйцах был неплох.

Я продавал яйца по цене 60-70 руб. за десяток, и по 45 руб. сдавал в небольшие магазинчики.

На зиму я заготовил корма. Покупал по несколько тонн пшеницы, кукурузы и т.д.
Собрал самодельную дробилку: сварил каркас, закрепил два вала, через которые проходило зерно. Вместо двигателя использовал трактор – подсмотрел у одного фермера эту конструкцию.

Наши леггорны – просто красавцы!

Суть была в том, чтобы зерно не кололось проходя через вальцы, а мялось. Так оно получалось более воздушным и аппетитным для птицы.

Можно было изготавливать свою зерносмесь. Для выкорма цыплят она не подходила, но для несушек – то, что нужно.

Самое интересное. Считаем прибыль

К Новому году я набросал отчет о проделанной работе. Он выглядел так:

Общая сумма вложений:

  • покупка грузовика клеток;
  • постройка сарая для несушек;
  • закупка строительных материалов;
  • расходы на корма и т.д.

Итого: порядка 500 тыс. руб.

А общая прибыль за год составляла три миллиона рублей!

Расходы на одну партию:

  • на закупку одной партии цыплят я тратил 100-125 тыс. руб.;
  • общие затраты на топливо – 10-12 тыс. руб. (для одной партии).;
  • корма покупал у производителя по 620 руб. за 50 кг.​

На закупку 1000 несушек я тратил 200 тыс. руб. Чистая прибыль с ее продажи составляла около 120 тыс. руб. ​

Так мы и проработали три года. Вполне успешно – я так думаю.

А что в итоге? Мои советы начинающим птицеводам

Опыт, полученный за три года торговли, позволяет мне дать несколько советов желающим окунуться в эту сферу заработка.

Чтобы начать зарабатывать и развиваться в постоянном обороте, нужно вложить не менее 400 тыс. руб. Партии могут продаваться волнами, а приемлемую закупочную цену поставщики держать будут лишь при условии постоянных крупных закупок.

Перед началом работы досконально изучите рынок. В какие месяцы, что пользуется спросом. Оформляйте все документы. Работайте только с официальными поставщиками, собирайте все справки, касающиеся ветеринарии – и на корма в том числе.

А что сегодня с моим бизнесом? Дело ведет тесть. Работает на бройлерах: наработана большая база клиентов, и он работает на заказ.

А как же я? На сегодняшний день у меня двое детей. Мы с женой продали дом, переехали жить на побережье Черного моря. Я открыл два небольших продуктовых магазина. С них и живем – нам хватает. Своей жизнью доволен. Бройлеры для меня стали той самой курицей, несущей золотые яйца – чего и всем желаю!

Как помочь раненой или замерзшей птице

В городах птиц подстерегает множество опасностей — от столкновений с автомобилями до нападений собак и кошек. Раненые птицы нуждаются в грамотной медицинской помощи: неумелые действия могут причинить им серьезный вред. В этой статье мы расскажем об основных правилах оказания помощи пернатым.

1. Не умеешь — не берись

Птицам, особенно небольшим, легко нанести травму, поэтому если вы обнаружили раненое животное и хотите ему помочь, важно вспомнить главный принцип врачебной этики «Не навреди». Если вы не медик и не проходили курсы оказания первой медицинской помощи, вам вряд ли удастся справиться самостоятельно: лучше и безопаснее обратиться к специалистам. Как правило, частные ветеринарные клиники занимаются исключительно домашними питомцами. Диким животным помогают государственные ветеринарные станции.

При обнаружении раненой или замерзшей птицы постарайтесь связаться с ближайшей ветстанцией и проконсультироваться насчет ваших дальнейших действий.

Кроме того, вы можете позвонить в региональный центр реабилитации диких животных. Но таких учреждений довольно мало — их перечень приведен в конце статьи.

Узнать контакты и местоположение реабилитационных центров и специально обученных волонтеров, оказывающих помощь диким животным, можно и благодаря онлайн-карте. Она будет пополняться в 2019 году.

2. Будьте осторожны

Если ветеринар по телефону попросил вас осмотреть животное, или если вы готовы самостоятельно выполнить осмотр, помните о технике безопасности.

При возможности наденьте плотные перчатки. Птицы — весьма хрупкие создания, поэтому с ними нужно быть очень осторожным. Не сжимайте и не сдавливайте пернатое: жесткая фиксация может привести к травме и даже к гибели животного. Держать птицу следует за лапы. Захват нужно производить мягко и одновременно за обе конечности в районе цевки (часть ноги птицы между пальцами и суставом) или голени, а не за суставы. Правильный захват гарантирует отсутствие травм не только у птицы, но и у вас. Берегите глаза, в случае если у птицы большой клюв.

В ходе осмотра проверьте положение головы, состояние крыльев, ног, туловища и хвоста. Запомните место, где вы нашли птицу: выпускать ее нужно будет здесь же. Сообщите результаты осмотра ветеринару или оцените, хватит ли вам знаний и навыков, чтобы оказать пернатому самостоятельную помощь. После осмотра обязательно вымойте руки до локтя, даже если вы надевали перчатки: дикие животные могут быть переносчиками опасных болезней.

3. Транспортируйте правильно

Переносить птицу лучше не в руках, а в коробке — так ей будет спокойнее. Проделайте в ящичке небольшие отверстия для вентиляции, а на дно положите мягкую ткань. Верх коробки закройте полотенцем, если у нее нет крышки, чтобы в коробке было темно и птица не нервничала.

Если птица большая, можно использовать переноску для животных. Но не металлическую клетку — она может травмировать пернатое. Держать птицу следует в спокойном месте и не подпускать к коробке домашних животных.

4. Самостоятельная помощь

Согревание. Нормальная температура тела птицы колеблется в пределах 40-42 градусов Цельсия. При сильном морозе пернатое может не успевать восполнять потери тепла. В этом случае температура падает, приводя к замедлению, а в критических случаях — прекращению процессов жизнедеятельности.

Если птица замерзла, она дрожит, ее оперение взъерошено, она часто спит и может находиться в скрюченном положении.

Первая помощь замерзшей птице — поместить ее рядом с источником сухого тепла: возле обогревателя или под лампой. Ни в коем случае нельзя класть птицу во время прогрева на спину — в таком положении ей тяжело дышать.

Также можно поставить коробку с птицей на электрогрелку, включив ее на минимальную мощность, или налить горячую воду в бутылку и, обернув тканью, поместить в коробку. Другой вариант — положить две бутылки с горячей водой параллельно, на расстоянии ладони друг от друга — для оказания помощи крупным или средним птицам, половины ладони — для маленьких птичек. Накрыть емкости двумя-тремя слоями неплотной ткани (покрывало, простынь, свитер). Далее следует положить птицу на живот и тоже накрыть тканью, оставив голову открытой. Тепло от обогревателя, лампы, грелки или бутылок можно контролировать с помощью руки — если руке комфортно, то и птице будет комфортно.

После того как птица согрелась и перестала дрожать, ее следует накормить.

Кормление. Птичье меню зависит от принадлежности пернатого к определенной группе. Отметим, что для определения вида, возраста и физического состояния птицы может потребоваться консультация ветеринара, зоолога или специально обученного волонтера.

Обработка раны. С кровотечением: попытайтесь остановить кровотечение, мягко надавив на рану ватным тампоном, смоченным 3%-ной перекисью водорода или этамзилатом (дицинон).

Без кровотечения: промойте рану антисептиком (хлоргексидин 0,05%, мирамистин 0,05%) и закройте ее повязкой (лучше гидрогелевой, особенно если видны сухожилия или кости).

Если в ране присутствуют личинки мух, их яйца или личинки других насекомых, следует незамедлительно удалить их, промыв место поражения водой либо обработав его «Нитенпирам»-спреем (смешать средство с водой и распылить). После обработки насекомые погибнут — их станет проще доставать. Обязательно промойте и обработайте рану антисептиком.

Чистка оперения. Если на перьях присутствуют следы загрязнения (нефть, грязь, экскременты), необходимо полностью удалить загрязнения с применением теплой воды и моющего средства. Следует помнить, что такая процедура должна проводиться в теплом помещении, где птице следует оставаться до полного высыхания. Далее пернатому нужно дать растворенный в воде активированный уголь, энтеросгель или другой сорбент.

Важно: количество лекарства должен определить ветеринар или зоолог.

Борьба с отравлением. Если у птицы замечены рвота и понос, необходимо дать животному в клюв растворенный в воде активированный уголь, энтеросгель или другой сорбент, а также комплекс витаминов группы B.

Важно: перед лечением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Предупреждающая забота. Если вы заметили на поверхности водоема или около него одинокую водоплавающую птицу (лебедя, утку и др.), то вполне возможно, что у нее проблемы со здоровьем. Попробуйте спугнуть птицу, похлопав в ладоши. Если она улетит, значит, в помощи животное не нуждается. Если птица останется на месте или попытается уплыть либо убежать, но будет передвигаться с видимым затруднением, необходимо связаться с сотрудниками ветеринарной станции или центра оказания помощи диким животным. Специалисты сообщат, как действовать в данной ситуации.

Куда везти раненую птицу? Крупные региональные центры реабилитации

Московская область: центр помощи диким птицам «Дно болота»; региональный филиал центра реабилитации диких животных «Феникс».

Ленинградская область: центр реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин» и РКЦентр «Велес».

Владимирская область: центр реабилитации и реинтродукции диких животных «Лунная поляна».

Брянская область: частный приют для птиц «Крылья мира»; центр помощи птицам «Чернолесье»; центр реабилитации животных Ирины Птицыной.

Калужская область: региональный филиал центра реабилитации диких животных «Феникс».

Воронежская область: центр реабилитации диких животных «Финист».

Список мест помощи пернатым от Союза охраны птиц России

Подготовила Елена Суровикина

Благодарим за помощь в подготовке статьи:

Анну Лисицыну, директора Центра реабилитации и реинтродукции диких животных «Лунная поляна»; Наталью Ивлеву, орнитолога Центра сохранения биоразнообразия при Кемеровском государственном университете; Веронику Матюшину, директора Центра реабилитации диких животных «Феникс» в Калуге, председателя Калужского отделения Союза охраны птиц России.

Правила ввоза животных в Россию в 2020 году

Правила ввоза животных в Россию регламентируются требованиями Евразийского экономического союза. Если речь идет о домашнем коте или собаке, у иностранцев не возникает особых сложностей с пересечением границы. Хозяевам достаточно соблюсти несколько простых формальностей.

Правила ввоза домашних животных в Россию

Требования упрощены по максимуму для лиц, которые берут с собой в путешествие не больше двух питомцев. В случае, когда в дорогу отправляется владелец кошек или собак, которых он берет с собой для личного использования, нет необходимости в прохождении карантина или получении специальных разрешений.

Что нужно сделать до пересечения границы

В обязательном порядке необходимо соблюдать основное требование, которое является общим для всех без исключения. По правилам ввоза животных в Россию, нужна отметка о том, что питомец был осмотрен и вакцинирован.

Визит к ветеринару следует провести в течение пяти дней перед путешествием, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте. Если последняя прививка делалась за год и раньше, то нужно будет пройти вакцинацию. Ее выполняют в течение 20 дней до выезда в РФ.

Оформление разрешения на ввоз

Россельхознадзор занимается выдачей специальных документов, с которыми можно будет беспрепятственно, как въезжать в РФ, так и выезжать из страны с животными. Разрешение от ведомства понадобится в таких ситуациях:

  • если кошек/собак больше 2-х голов;
  • когда ввозятся другие питомцы (грызуны, птицы, беспозвоночные) до 5 штук;
  • для вывоза любых животных, не считая кошек и собак.

Есть два варианта оформления разрешения. Россельхознадзор выдает так называемую «генеральную» ветеринарную форму №1. Для этого на сайте ведомства проверяют, есть ли страна въезда/выезда в списке. Также там есть перечень животных, на которых распространяется такой документ.

Второй вариант – получение индивидуального разрешения через ветеринарную систему «Аргус». Сюда подают электронную заявку, если зверька или страны нет в списке на сайте Россельхознадзора. В таком случае при оформлении заявления важно указать количество поездок и животных, с какой целью их ввозят/вывозят – с коммерческой или нет.

Упрощенные правила ввоза кошек в Россию, как и транспортировки собак, не действуют, если их транспортируют третьи лица. Когда животное везет не хозяин, то ему предстоит оформить разрешение в Россельхознадзоре.

Документы для перевозок питомцев

Для домашней кошки или собаки достаточно будет паспорта. Важно удостовериться, что это документ международного образца.

Для иных животных понадобится разрешение. Также нужно оформить ветеринарное свидетельство. В нем есть сведения о прививках, чипировании, результаты анализов и клинического анализа. Справку оформляют не раньше, чем за 5 дней до поездки. В каждой стране для нее есть свое название: в России – форма №5а.

Если планируется без хозяина ввоз собаки в Россию, к документам прилагают ветеринарный сертификат №15. Он же понадобится, когда животное вывезли из РФ по справке 5а, но возвращаются с ним, пробыв за границей дольше 90 суток.

Особенности ввоза животных различными видами транспорта

Прежде чем заниматься оформлением документов, важно изучить не только правила ввоза собак в Россию или транспортировки иных питомцев, но и специфику требований, в зависимости от того, будет ли это поездка на авто, на поезде, перелет на самолете. Есть свои условия у компаний-перевозчиков. Также каждая страна вправе диктовать собственные правила.

Самолет

Необходимо обратиться в выбранную авиакомпанию, чтобы узнать ее регламент и предупредить о перевозке животных. Например, бывают ограничения по массе питомца. Некоторые перевозчики не пускают в салон собак бойцовских пород.

Типичным является требование, чтобы при ввозе животных в Россию из Европы звери были:

  • чистыми;
  • здоровыми;
  • не беременными.

Большинство компаний вполне справедливо требуют, чтобы при перелете в салоне питомец был постоянно рядом с сопровождающим человеком.

Поезд

Железнодорожным транспортом перевозка осуществляется по правилам, которые отдельно устанавливаются каждой страной. Например, при путешествии из Финляндии можно будет взять с собой не более одного животного на пассажира. Для стран Азии типичным является провоз мелкой живности в пересчете на килограммы, поскольку ее принимают за ручную кладь.

Автомобиль (автобус)

Путешествуя на собственной машине, достаточно будет иметь все необходимые документы для пересечения границы. Если же планируется поездка на автобусе, нюансы следует уточнять у компании-перевозчика.

Чаще всего небольших зверьков в специальных переносках можно перевозить на коленях или местах под ручную кладь. А для крупной собаки предстоит купить отдельный билет.

Таможенные платежи и налоги

При пересечении границы учитывают вес животных, которых ввозят в Россию. Его учитывают при расчете общей массы багажа. При превышении допустимого максимума требуется доплата за перевес.

Когда запрещен ввоз животных

В Россию не пустят питомцев, которые не привиты от бешенства и от чумы. Не придется ждать от российской таможни понимания и снисхождения, когда вакцинация недопустима по каким-то объективным причинам – например, из-за возраста животного.

Запрещено ввозить в РФ представителей вымирающих видов. Также под запрет попадают:

  • дикие животные;
  • живая рыба;
  • ракообразные;
  • моллюски;
  • водные беспозвоночные.

Правила вывоза животных из РФ

Для путешествия в другие страны с питомцем россиянину стоит изучить требования государств, куда он направляется. Поскольку правила ввоза и вывоза животных отличаются в разных державах. Но общим является требование осмотра у ветеринара с подтверждением в виде документа, что животное здорово, а также вакцинация, сдача анализов на гельминтов либо отметка о дегельминтизации.

В обязательном порядке понадобится ветеринарный паспорт международного образца. Рекомендуется выполнить чипирование – такое требование является обязательным во многих государствах. Также оформляется свидетельство №1, которое в аэропорту меняют на сертификат 5а. По нему можно будет без проблем вернуться домой

Найти и купить железнодорожные билеты онлайн

В 2019 году РЖД открыл онлайн-продажу билетов на провоз животных. И это не единственный шаг, сделавший путешествие с четвероногими питомцами более комфортным. На внутрироссийских рейсах теперь не нужно оформлять ветеринарный паспорт или справку, при условии, что перевозка осуществляется прежним владельцем и не связана с коммерцией. Но некоторые ограничения остаются неизменными. Домашние животные могут размещаться только в специально отведенных для этого пассажирских вагонах, а их дикие собратья, не привыкшие контактировать с человеком – в багажном отделении.

Где и как приобрести билет

Если раньше проездные документы для четвероногих и крылатых пассажиров продавали только в кассах, сегодня их можно приобрести непосредственно через сайт РЖД или сервисы-посредники. Новая услуга распространяется на питомцев, входящих в категорию «Мелкие». К ним относятся так называемые животные-компаньоны: грызуны, рыбки, рептилии, птицы, кошки и комнатные собачки.

Проездной документ – электронную багажную квитанцию, оформляют через личный кабинет или в разделе «Дополнительные услуги к билетам». Можно сделать это сразу, при бронировании «человеческих» мест или в другое время, но не позднее, чем за 1 час до отхода поезда. На животное выдаётся контрольный купон, который обязательно нужно распечатать и предъявить при посадке. Обойтись сканом на мобильном устройстве в этом случае не получится. Цена проезда зависит от дальности рейса, компании-перевозчика и класса обслуживания. Текущие тарифы представлены на сайте РЖД. Возврат багажной квитанции возможен только до отправления поезда.

В сверхскоростных «Сапсанах» есть специальные места, в стоимость которых уже включен провоз четвероногих пассажиров. Они предусмотрены в эконом-классе и купе-переговорной. Покупать отдельный билет на поезд с животным не понадобится. В бизнес-классе придётся оформлять отдельное место в другом вагоне, причём действуют жёсткие ограничения по габаритам, весу и количеству «живого багажа». Узнать подробнее об условиях перевозок «Сапсана» и других аналогичных электропоездов – «Ласточки» и «Стрижа», можно на официальном сайте РЖД.

Вагон имеет значение

Бронировать нужно только места, где разрёшён провоз домашних животных. Они указываются при выборе типа вагона специальной иконкой (например, лапкой) или информационным сообщением. В настоящее время пассажиры с «братьями меньшими» допускаются не только в купе, но и в плацкарт или на сидячие места определённого класса обслуживания. При условии, что их четвероногие спутники по размерам будут соответствовать стандартной ручной клади.

Сегодня модно заводить вместо привычных собак и кошек всевозможных экзотов, вроде хорьков, енотов или низших приматов. Владельцы считают своих питомцев вполне ручными и пытаются провезти в пассажирском вагоне. Однако, как правило, речь идёт о диких хищниках, несущих потенциальную угрозу для окружающих. И проводник будет настаивать на их перевозке в багажном отделении, согласно правилам РЖД.

В последнее время, перевозчик несколько смягчил требования в отношении «дикарей», оставив окончательное решение за поездной бригадой. Именно персонал отвечает на вопрос «быть или не быть» в пассажирских вагонах экзотической живности, исходя из конкретной ситуации. Но лучше не рисковать и сразу оформить нестандартного «компаньона» в багажный вагон. Или выкупить всё купе, чтобы избежать проблем с другими пассажирами.

Полную и самую актуальную информацию по всем типам вагонов и разным классам обслуживания пассажиры, которые собираются путешествовать с животными, могут найти на сайте РЖД. Раздел: «О правилах пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении», пункт соответствующей тематики. Собаки-поводыри допускаются во все вагоны, кроме СВ и «Люкс» и едут бесплатно. Они должны находиться у ног хозяина, быть на поводке и в наморднике.

Как провезти животное-компаньона

Если четвероногий или крылатый спутник помещается в контейнер, габариты которого в сумме не превышают 180 см, это – животное-компаньон. В списке РЖД указываются все возможные претенденты на подобное звание и он постоянно расширяется. Компаньона можно провозить в пассажирском вагоне, оформив багажную квитанцию. В течение всей поездки он должен находиться в специальной переноске на местах для ручной клади. При этом остальной сопровождающий пассажира багаж считается без учёта его «живой составляющей».

В одном контейнере-переноске может размещаться до двух животных небольшого размера. Важно, чтобы им было комфортно в таких тесных условиях, они не кричали и не дрались, нанося вред себе и беспокоя окружающих. Одному пассажирскому месту соответствует один контейнер с «живым багажом».

Требования к переноске

Контейнер, клетка или корзинка должны плотно закрываться, не позволяя животным самостоятельно выбраться наружу. Желательно, чтобы поддон выдвигался без открытия дверцы, и его можно было легко почистить. Дно застилают одноразовыми пелёнками, которые меняют по мере необходимости. Также хозяин должен соблюдать другие правила гигиены. Он кормит и заботится о своём питомце.

Недопустима слишком тесная переноска, где нельзя встать в полный рост, потянуться, немного подвигаться, лежать в естественной позе. Нужно позаботиться об удобной мисочке и поилке, которые не будут опрокидываться при раскачивании поезда. Можно добавить к этому набору любимую игрушку питомца, чтобы отвлекать его во время поездки.

Удобство окружающих

Если животных-компаньонов провозят в купе или плацкарте, где есть незнакомые люди, важно не доставлять соседям неудобства. Это не только элементарная вежливость, но и требования РЖД. Мелкие грызуны редко реагируют на то, что происходит за пределами их клетки и путешествуют достаточно мирно. А вот перед тем как купить билет собаке или кошке, нужно «просчитать» поведение питомца в непривычной обстановке. Если он с трудом переносит двухчасовую поездку на дачу в семейной машине, рвётся, «кричит», проявляет панику и агрессию, вряд ли стоит устраивать пытку с пребыванием в вагоне более суток.

Даже флегматичным по натуре кошкам и комнатным собакам рекомендуется давать специальное успокоительное, поскольку любое путешествие для них – большой стресс. Перевозчики советуют запастись антигистаминными средствами и берушами. Их можно предложить окружающим, если те страдают аллергией или с трудом переносят шум. На животных лучше надеть памперсы, так как многие из них испытывают расстройство желудка на нервной почве.

Поездка с крупными собаками

Обычно, когда речь идёт о поездке с крупными животными, подразумеваются именно собаки. Если они не помещаются в переноску с указанными выше габаритами, владельцу придётся выкупать отдельное купе. Сказанное не относится к собакам-поводырям. Согласно правилам РЖД, когда хозяин едет с животным в отдельном купе, он не покупает дополнительный билет на поезд для питомца. Более того, разрешается бесплатно провезти один контейнер с мелкими зверями или птицами.

Однако есть одна тонкость: купе рассчитано только на четырёх пассажиров, не зависимо от того, люди это или животные. Если общее количество превышает установленную норму, за собаку придётся доплачивать. Этот пункт часто приводит к недоразумениям между путешественниками, невнимательно прочитавшими условия перевозки и проводниками. Если в купе собираются ехать, например, 3 человека и 2 собаки, одной из них нужно покупать билет.

Требования к содержанию в поезде

Вне своего купе, крупные собаки должны находиться на поводке и в наморднике. Внутри их привязывают, чтобы не выскочили при открывании дверей или не бросились на обслуживающий персонал. Владелец собаки отвечает не только за чистоту купе, но и за порчу имущества, если она произойдёт. Пол можно застелить одноразовой пелёнкой или, что ещё лучше, любимой подстилкой животного, которая будет напоминать о доме и действовать успокаивающе. А купейный ковёр убрать.

На длительных стоянках собаку нужно выводить погулять. Делают это, заранее предупредив остальных пассажиров, чтобы не сталкиваться в тесном коридоре. Выходят, когда большинство желающих «подышать воздухом» уже покинут вагон. При нарушении перечисленных условий, владельца ждёт административная ответственность, кроме того, проводники имеют право высадить его из поезда вместе с «невоспитанным» четвероногим спутником.

В пути без хозяина

С 2018 года на многих направлениях АО «ФПК» действует услуга перевозки животных без хозяина. Для этого выделяется специальное багажное купе. Список «путешественников» достаточно широк и включает не только домашних питомцев, но пока ещё экзотических енотов, хорьков, норок, лемуров, игуан, не ядовитых пауков и так далее. Главное, чтобы «живой груз» не причинил ущерб здоровью обслуживающего персонала и пассажиров.

Билет для самостоятельной поездки животного в поезде покупается в багажных кассах. Там же заполняется специальная форма-заявление с указанием реквизитов лица-отправителя и получателя. Стоимость услуги составляет от 730 руб. в зависимости от дальности поездки. В пути уход за животным осуществляют сотрудники поездной бригады.

Для их удобства и безопасности, перевозчик требует, чтобы поилка и кормушка крепились к дверце клетки, а поддон выдвигался автономно. Разрешается провозить до 3-х контейнеров, в каждом из которых может находиться по 2 животных. Габариты переноски не должны превышать 180 см, а её вес – 75 кг. За каждое место платят отдельно. Вместе с питомцем можно отправить корм заводского изготовления в фирменной упаковке, бутилированную воду и сопровождающие документы. Услуга – бесплатная.

Электрички

Провоз животных в пригородных поездах максимально упрощён. Собаки, независимо от размеров, должны быть в наморднике и на поводке. Крупные породы разрешено провозить только в тамбуре, причём в одном вагоне может находиться только два животных-«тяжеловеса».

Кошкам со спокойным характером переноска не обязательна. Клетки с птицами и мелкими грызунами тоже не требуют дополнительного места – их держат на руках. Но покупать билет на любое животное, кроме собаки-поводыря, необходимо. Сделать это можно в пригородных кассах или непосредственно у контролёров, если пассажир садится на промежуточной станции. Стоимость проезда животных составляет 25% от стандартной цены билета. Приобрести в автоматах такой документ нельзя, на него должны поставить соответствующий штамп.

Как правило, контролёры редко интересуются билетами на четвероногих пассажиров, особенно если те мирно дремлют на коленях хозяина, мало отличаясь от обычного багажа. Но когда обнаружится, что кошка или собака едут «зайцем», придётся заплатить штраф.

Международные перевозки

Правила здесь устанавливаются не только российской, но и принимающей стороной. Поэтому по каждому конкретному маршруту следует уточнять детали и нюансы оплаты. Общее положение – при выезде за границу, на животное оформляют ветеринарный паспорт, чипируют и делают все необходимые прививки, в том числе и от бешенства, выдержав сроки инкубационного периода.

Некоторые правила международных перевозок:

  1. В Норвегию и Великобританию въезд с животными на поезде запрещён.
  2. На украинских, белорусских, азербайджанских и финских рейсах придётся выкупать всё купе, независимо от размеров четвероногих пассажиров и способа их транспортировки (в контейнере или без него).
  3. Некоторые страны Европы не требует оплаты за животных-компаньонов, весом до 5 кг, провозимых как ручная кладь. Есть маршруты, где действуют льготные ночные тарифы на провоз крупных собак. Подробности лучше узнать у кассира перед покупкой билетов.
  4. На азиатских направлениях предусмотрены скидки для крупных собак. При этом с любыми животными разрешается ехать только в купейных вагонах 2-го класса.
  5. Есть государства с очень жёстким карантином. Он длится до полугода, а при малейшем подозрении на заражение, животное могут уничтожить. Лучше оставить питомца дома, направляясь в Исландию, Малайзии и Китай.

В большинстве стран СНГ животных, весом до 20 кг перевозят как ручную кладь и оплачивают соответственно. Крупные питомцы оплачиваются за каждый килограмм реального веса.

Полуприцепы-скотовозы

Обеспечить транспортировку скота помогают оборудованные для этого полуприцепы. Использование скотовозов исключает травмирование животных, побег, нанесение увечий.

Что такое полуприцеп-скотовоз

Полуприцеп-скотовоз – вариация грузового полуприцепа, который предназначен для перевозки скота. Конструкция используется в сельской промышленности, в спорте (где участвуют животные), для личных целей.

Предназначение

Полуприцепы для перевозки свиней нашли свое применение в отрасли переработки и животноводческом бизнесе. С их помощью холдинги и большие хозяйства произво-дят перемещение КРС (крупный рогатый скот), других животных между своими производственными объектами.

Необходимы скотовозы также для мясоперерабатывающих предприятий, которые самостоятельно поставляют животных на убой.

Племенные хозяйства, занимающиеся разведением элитных пород лошадей, КРС, других видов скота, покупают специализированный грузовой транспорт для безопасной комфортной перевозки поголовья.

Детальная информация видна на видео:

Разновидности

Тип конструкции зависит от предназначений, размера, типажа перевозимой продукции (больших, средних, маленьких животных), высоты контейнеров и прочее. Подбирать скотовоз необходимо исходя из конкретных условий работы.

Выделяют такие факторы, влияющие на тип кузова:

  1. Количество этажей. Грузовые полуприцепы в своей конструкции могут иметь до 4-х ярусов, которые можно складывать при необходимости. Например, из четырех сделать три, два, один. Перемещение ярусов происходит посредством работы гидравлической системы.
  2. Положение бортов. В некоторых моделях высота боковых стенок фиксированная.
  3. Назначение. Многие конструкции предназначены только для перевозки крупного рогатого скота, поэтому имеют один этаж с фиксированными бортами. Использовать такие прицепы для мелких животных опасно. Контейнеры для перевозки птицы внутри оснащены балками, клетками, поэтому разместить другой скот физически не получится.

В этажных моделях есть возможность транспортировать разных животных, например, на первом этаже овец, а на втором птиц (оснащаются специальными клетки).

Особенности конструкции

Классический прицеп для транспортировки КРС имеет каркасно-модульную конструк-цию. Обычно это 3-4 узла, которые образуют отсеки длиной от 2300 мм.

Кузов имеет такие особенности:

  1. Секции между собой разделяются перегородками, которые не позволяют животным перемещаться внутри скотовоза. Это выравнивает колебания прицепа. Так конструкция не сможет опрокинуться во время поездки.
  2. Днище кузова изготовлено из прочного металла, имеет рифленую поверхность. Благодаря этому животные не будут скользить и падать во время движения транспорта. Для особо большого скота (буйволы, быки т.д) внутри размещены клюки, тросы для крепления особей.
  3. Корпус высокопрочный, удерживает даже самых тяжелых, агрессивных, норовистых четвероногих пассажиров.
  4. Стены внутри гладкие, чтобы не допустить травмирования зверей.
  5. Зависимо от конфигурации, прицеп оборудован отсеками, балками, клетками, «комнатами».

На фото такие скотовозы выглядят адаптированными для качественной транспорти-ровки.

Современные модели оборудованы «умной» электроникой. Особенно актуальна такая опция для скакунов (перед соревнованиями).

Поддерживать комфортный климат позволяют:

  • специальные отопительные приборы;
  • охлаждающий душ;
  • система обеззараживания воздуха.

Вентиляция

Качественная транспортировка животных без продуманной системы вентиляции невозможна. Именно поэтому полуприцепы-свиновозы или скотовозы другого типа, оборудованы специальными окнами: два окошка на переднем борту, боковые вентиляционные проемы.

Размеры вентиляционных разъемов зависят напрямую от транспортируе-мого скота. Чем больше животное, тем объемнее окна. Для перевозки птицы вентиляцию оснащают решетками.

Загрузка

Сзади транспортное средство оснащается подъемником для погрузки, разгрузки зверей. Несколькоэтажный прицеп может комплектоваться специальной наклонной лестницей. Подъемный механизм изготавливается в виде лифта или двери-аппарели.

Также свиновоз оснащен гидролифтом загрузки, откидывающимися полами в проходе. Благодаря этому ускоряется процесс погрузки, выгрузки.

Количество мест и внутреннее оборудование

Полуприцепы для различного КРС оборудуются системой кормления и подачи воды.

При необходимости устанавливается дополнительная оснастка:

  • система регистрации температуры;
  • гидравлическая или механическая рампа;
  • освещение;
  • жижесборники и так далее.

Количество перевозимого поголовья напрямую зависит от типа автомобиля-тягача, установленных осей, грузоподъемности, вида животных, этажности транспортировоч-ного полуприцепа.

Коневозы

Полуприцеп-коневоз – это передвижная конюшня, с помощью которой можно перево-зить на дальние расстояния лошадей.

Коневозы на 1-2 особи используют владельцы небольшого поголовья. Обычно с помощью такого прицепа лошадей перевозят на короткие дистанции, например, для участия в соревнованиях, на новые пастбища, для случки.

Коневозка для 10 и больше животных должна быть оборудована стойлами, система-ми водоснабжения, мочеприема, транспортировочными ремнями, принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, местом для амуниции, фуража.

Детальная информация видна на видео:

Производители

Сельское хозяйство не может функционировать и развиваться без техники для транспортировки скота. Отечественные, а также зарубежные производители, для этой отрасли разработали вариации прицепов для перевозки баранов, свиней, лошадей, коров, птицы.

Продуманная инженерами-конструкторами схема, конфигурация полуприцепов позволяет использовать их на базе шасси «Камаз», «МАЗ», «Hyundai», а также других машин.

Pezzaioli

Довольно известный европейский производитель, имеющий отличную репутацию.

Скотовозы Pezzaioli позволяют перевезти рогатый скот, других животных на длинные расстояния. Есть модификации с несколькими этажами.

  1. Вместительностью: при двухъярусной загрузке 60 голов (от 300-600 кг) быков, коров.
  2. Свиньи при перевозке в три этажа – 210 голов.

Практически все модели фирмы оборудованы системами полива, кондиционирова-ния, кормления. Полуприцеп Pezzaioli sba63 оснащен обогревом, имеет 4 этажа, предназначен для перевозки мелкого скота (поросят, ягнят).

Cuppers

Голландский производитель, выпускающий машины для транспортировки любого скота.

Cuppers имеет особенности:

  1. Кузов машин изготовлен из прочного алюминия с антикоррозийными свойствами.
  2. Оснастка полуприцепов позволяет перевозить скот зимой. Производятся модели с 2, 3 осями.
  3. Есть принудительная вентиляция.

Jumbo Aanhangers

Производитель из Нидерландов. Все модели монтированы на полноразмерной стальной раме.

  1. Маневренность прицепов достигается за счет поворотных осей с гидравликой или механическим управлением.
  2. На загрузочных пандусах некоторых моделей установлены устройства для автоматического взвешивания животных.

Страна производитель – Украина. Скотовоз может эксплуатироваться при температурах воздуха от -45 до +50 ºС.

Существует два варианта конфигурации прицепа: с двухстворчатой задней дверью, с дверью-трапом. Вместительность ОдАЗа – до 35 голов КРС или 125 свиней.

«Завод Автоспецтехники НАЗ»

Российский производитель с хорошей комплектацией транспортировочных полуприцепов.

Кузов оборудован наклонным трапом или подъемником. На некоторых моделях прицепов можно перевозить свиней, а также овец в 3 яруса.

Характеристика машин позволяет оборудовать их системами отопления, климатическими установками, дополнительными поилками.

«Стройтехника»

Канашский завод, производство – Россия.

Выпускаемые конструкции с двухосными прицепами с грузоподъемностью до 18,6 тонны, и одноосными – до 10 тонн.

«Тонар»

Производитель – Россия. Тонар представляет большой модельный ряд. Это позволяет купить полуприцеп для транспортировки различных видов скота.

Установлена качественная подвеска, выдерживающая плохое дорожное покрытие.

В зависимости от модели, КРС загружается напрямую с земли, при помощи эстакады, пандуса.

На что обращать внимание при выборе

Первоначально определитесь с видом, количеством транспортируемых животных. Только после этого подбирайте технические характеристики. Прицеп должен иметь прочные оси, надежные шасси, качественную подвеску.

Важна максимальная грузоподъемность: скотовоз, работающий на износ, долго не прослужит. Ширина, длина машины также требуют внимания.

Поэтому компании начинают продажу с подбора габаритных размеров, типажа груза.

Стоимость скотовоза

Технологическое оснащение скотовозов сильно влияет на стоимость: чем функцио-нальнее модель, тем дороже. Цена некоторых вариаций полуприцепов превышает сумму в 100 тысяч евро.

Подержанные модели обойдутся от 20 тысяч евро.

Скотовозы – крайне необходимая техника в сельском хозяйстве, некоторых видах спорта, при переработке мясного сырья (момент закупки животных). Выбор зависит от поставленных задач, специфики работы. Лучше покупать многофункциональные прицепы, позволяющие перевозить разные виды скота.

Детальная информация видна на видео:

Животноводство

Выращивание домашних животных, лечение, болезни, уход

  • Stockbreeding.ru
  • Контакты
  • О сайте
  • Политика конфиденциальности

Перевозка птицы автотранспортом.

При перевозке автотранспортом клетки с курами и утками устанавливают не менее чем в четыре яруса, а клетки с гусями и индейками — не менее чем в три яруса.

При установке клеток с птицей на автомашины необходимо в первом ярусе клеток, расположенных на платформе кузова машины, оставлять один ряд свободным для лучшего воздухообмена. Когда клетки устанавливают на автомашину грузоподъемностью 3—4 т, то в первом ярусе оставляют свободным средний продольный ряд, а при установке на платформы автомашины грузоподъемностью 2—2,5 т не заполняют средний поперечный ряд.

Клетки первого яруса укрепляют рейками или досками, чтобы они не перемещались по дну кузова. Когда птицу перевозят автотранспортом на дальние расстояния, то в пути ее кормят и поят через каждые 6 ч. Последнее кормление и поение должны быть не позднее чем за 3—4 ч до прибытия к месту назначения. Оптимальными считают расстояние перевозок 45—50 км и срок пребывания птицы в транспортной таре — 4-5 ч. Во всех случаях следует соблюдать рекомендуемую плотность посадки птицы в транспортную тару.

При малой плотности посадки птица во время транспортирования перемещается по клетке и в результате ударов о стенки и о другую птицу получает механические повреждения. При большой плотности посадки она быстро переутомляется, что приводит к увеличению количества павшей птицы.

Оптимальное количество птицы, которое можно разместить на 1 м площади транспортной тары, определяется размером птицы и ее массой. Общим правилом при размещении птицы в транспортную тару является следующее: птица не должна иметь свободы перемещения, т.е. ее посадка должна быть достаточно плотной, каждая птица должна иметь возможность разместиться на полу сидя.

Плотность посадки птицы на 1 м площади пола транспортной тары (клетки) должна быть не более следующих норм: цыплята-бройлеры — 35, цыплята — 45, куры мясных пород — 20, куры яичных пород — 35, индейки—8, индюшата — 12, цесарки — 35, цесарята — 45, утки — 18, утята — 25, гуси — 8, гусята — 12 голов. При температуре наружного воздуха выше 25 °С плотность посадки птицы в транспортную тару должна быть снижена на 15—20 %.

В контейнерах птицу доставляют в специализированном автотранспорте с комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных работ.

Так, контейнер РЗ-Ф429 для перевозки птицы представляет собой каркас, сваренный из квадратных труб, с ограждением из прутка. Контейнер имеет пять ярусов, каждый из которых разделен поперечной перегородкой пополам. Поддоны всех пяти ярусов выполнены сплошными и при выгрузке птицы выдвигаются. Контейнер снабжен четырьмя колесами, в том числе двумя поворотными.

Для загрузки контейнеров в автомашины используют автопогрузчики, для разгрузки — электротали и электропогрузчики. При подаче на разгрузку контейнеры завешивают на напольных весах и устанавливают над загрузочной горловиной транспортного конвейера. Выгружают птицу из конвейера, последовательно выдвигая поддоны, начиная с нижнего яруса. Транспортный конвейер подает птицу к месту взвешивания на подвески пространственного конвейера. Контейнеры после разгрузки подвергают санитарной обработке, после чего электропогрузчиком грузят на автомашину.

Специализированный автотранспорт должен обеспечивать сохранность и нормальное состояние птицы на всем протяжении перевозки, а также защиту птицы от атмосферных осадков, мороза, солнечных лучей и ветра. Лучшие условия для перевозки птицы можно создать в изотермическом кузове. При перевозке на небольшие расстояния и удовлетворительной организации приемки птицы на птицеперерабатывающем предприятии, т.е. когда прибывшая машина с птицей быстро разгружается, приемлемые условия обеспечиваются при использовании простого крытого кузова с жалюзи или окнами для вентиляции.