Вопросы в начале параграфа

1. Что такое соцветие?

Соцветие — это группа цветков, расположенные на стебле близко друг к дургу и в определённом порядке.

2. Какие виды соцветий вы знаете?

  • Простые соцветия: простая кисть, простой колос, початок, простой зонтик, головка, корзинка, щиток.
  • Сложные соцветия: метёлка (сложная кисть), сложный колос, сложный зонтик, завиток.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие признаки характерны для растений семейства крестоцветных?

Общие признаки растений семейства крестоцветных:

  • цветки одинакового строения:
    • с крестообразно расположенными лепестками;
    • чашечка из 4 чашелистиков;
    • венчик из 4 лепестков;
    • 6 тычинок: 2 короткие тычинки и 2 длинные тычинки;
    • 1 пестик;
    • формула цветка * Ч 4 Л4 Т4+2 П1
  • соцветие — кисть;
  • плоды — стручки или стручочки;
  • листья расположены поочерёдно или собраны в прикорневую розетку;
  • корневая система — стержневая (у некоторых растений могут образовываться корнеплоды).

2. Перечислите растения, относящиеся к семейству крестоцветных.

Растения семейства крестоцветные:

  • Травы и цветы — редька дикая, пастушья сумка, якутка полевая, желтушник левкойный, гулявник лекарственный;
  • овощные и кормовые культуры — капуста, редька, турнепс, брюква, редис, хрен;
  • масличные культуры — рапс, горчица, рыжик;
  • декоративные растения — левкой, алиссум и т.д.

3. Какие известные вам растения относятся к семейству розоцветных?

Растения семейства розоцветных:

  • травянистые растения — роза, лютик едкий, спирея, лапчатки, гравилата, таволга, крапива двудомная;
  • плодово-ягодные деревья — яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, рябина, персик, миндаль, инжир;
  • ягодные растения — малина, земляника, черника, ежевика;
  • декоративные кустарники — черёмуха, шиповник (дикая роза), боярышник.

4. Какое строение могут иметь цветки розоцветных растений?

Строение цветков розоцветных включает в себя:

  • двойной околоцветник состоящий:
    • либо из 5 чашелистиков и 5 лепестков;
    • либо (редко) из 5 чашелистиков и 4 лепестков;
    • либо (редко) из 5 чашелистиков и 6 лепестков;
  • много тычинок;
  • от 1 до нескольких десятков пестиков;
  • формула цветка может быть:
    • 5 Л5 Т∞ П∞
    • 5 Л5 Т∞ П1
    • 5+5 Л5 Т∞ П∞

Подумайте

Какие растения семейств крестоцветных и розоцветных растут в вашей местности?

В средней полосе России произрастает большое разнообразие растений из семейства розоцветных: роза, лютик едкий, спирея, крапива двудомная, яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, рябина, малина, земляника, ежевика, черёмуха, шиповник (дикая роза) и боярышник.

Достаточно распространены в средней полосе России и растения семейства крестоцветных: капуста, редька, редис, хрен, брюква, рапс, горчица, левкой, пастушья сумка и прочие.

Как человек использует эти растения?

  • Многие растения из семейства крестоцветных и розоцветных человек использует в пищу: капусту, редьку, редис, яблоки, груши, вишню, сливы, абрикосы,малину, землянику, ежевику и другие.
  • Некоторые растения используются как приправа: хрен и горчица.
  • Также некоторые растения используются как кормовые культуры для скота: брюкву, рапс.
  • Многие из этих растений обладают целебными свойствами и используются в качестве лекарственных растений: крапива двудомная, черёмуха, шиповник (дикая роза), боярышник и т.д.
  • В производственных целях используется рапс — из него получается техническое масло и биотопливо.

Задания

1. Используя рисунок 121, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных.

  • Соцветие — кисть.
  • Цветок и его главные части — цветок с крестообразно расположенными лепестками, с чашечкой из 4 чашелистиков, с венчиком из 4 лепестков, с 6 тычинками (4 короткими и 2 длинными) и одним пестиком.
  • Плод — стручки или стручочки, длина которых не более чем в 2-3 раза превышает ширину.
  • Семя — достаточно мелкое, круглое или продолговатое.

2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2—3 растения семейства крестоцветных. При описании следуйте следующему плану:

  1. Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
  2. Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
  3. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение, а также тип соцветия.
  4. Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки и венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
  5. Изучите строение плода. Отметьте особенности его строения. Определите тип плода.
  6. Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Капуста огородная (белокочанная)

  1. Корень стержневой, сильно ветвящийся. Длина корня достигает 40 см — 1 метра.
  2. Стебель капусты — кочерыжка. Он очень толстый, мясистый и короткий. Листья крупные, мясистые, с выдающимися жилками и сетчатым жилкованием. Расположение листьев — прикорневая розетка.
  3. Цветы растения образуют соцветие кисть.
  4. Формула цветка4 Л4 Т4+2 П1: 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок (4 коротких + 2 длинных) и 1 пестик.
  5. Плод капусты белокочанной — длинный стручок, образующийся на второй год жизни растения. Длина стручка нередко достигает 10 см. В одном стручке находится примерно 18 мелких коричневых семян диаметром 2-4 мм.
  6. Капуста огородная (белокочанная) относится к семейству крестоцветных, так как формула цветка этого растения *Ч4 Л4 Т4+2 П1, цвету образуют соцветие кисть, корневая система — стержневая, листья собраны в прикорневую розетку, а плод — стручок.

Редис

  1. Корневая система редиса — стержневая. Корень растения видоизменён — это корнеплод круглой или продолговатой формы.
  2. Стебель у редиса короткий. Листья чаще всего продолговатые, с выраженным сетчатым жилкованием. Расположение листьев — прикорневая розетка.
  3. Цветы растения образуют соцветие кисть.
  4. Формула цветка *Ч4 Л4 Т4+2 П1: 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок (4 коротких + 2 длинных) и 1 пестик.
  5. Плод редиса — стручок. В одном стручке находится много очень лёгких и очень мелких коричневых семян. 1000 семян редиса весят всего 7-10 грамм.
  6. Редис относится к семейству крестоцветных, так как формула цветка этого растения *Ч4 Л4 Т4+2 П1, цвету образуют соцветие кисть, корневая система — стержневая, листья собраны в прикорневую розетку, а плод — стручок.

Словарик

Семейство крестоцветные (капустные) — это растения, для которых характерно крестообразное расположение лепестков (4 чашелистика, 4 лепестка венчика, 6 тычинок и 1 пестик), соцветие кисть, стержневой корень или прикорневая розетка и плоды — стручки.

Семейство розовоцветные — это растения, для которых характерен двойной околоплодник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 лепестков (иногда 4 или 6), со множеством тычинок или одним или множеством пестиков. Характерные для этого семейства плоды: орешек, яблоко и костянка.

Классификация овощных культур на огороде

Овощам присуща своеобразная классификация. Овощи отличаются от иных сельскохозяйственных культур требованиями выращивания, морфологическим строением, интенсивностью развития и роста, продолжительностью жизни, используемыми для еды органами. В основе классификации заложены биологические особенности, ботанические и хозяйственно-ценные признаки.

Как классифицировать овощи

Ботаническая классификация овощей

Ботанической классификацией называется деление культур овощей по особенностям их морфологического строения. Существуют одно- и двудольные классы овощных культур.

Однодольные классы овощей:

  • спаржевые – спаржа;
  • луковичные – лук-батун, лук-репка, лук-порей, лук шнитт и многоярусный, чеснок;
  • злаковые (мятликовые) – сахарная кукуруза.

Двудольные классы овощей:

  • тыквенные – арбузы, огурцы, дыни, патиссоны, кабачки, тыквы;
  • капустные (крестоцветные) – капуста краснокочанная и белокочанная, савойская и цветная, брюссельская, пекинская и кольраби, редис и редька, катран и хрен;
  • лебедовые – шпинат, мангольд и столовая свекла;
  • сельдерейные (зонтичные) – укроп, морковь, пастернак, петрушка, сельдерей;
  • пасленовые – перец, помидоры, картофель, баклажаны;
  • бобовые – фасоль, горох, бобы;
  • гречишные – ревень, щавель;
  • астровые (сложноцветные) – салатный цикорий, салат латук, артишок, эстрагон.

При определении культур по способам выращивания и органам потребления данная классификация неудобна. Такие культуры как корнеплоды (редис, редька) и капусты принадлежат одному семейству – капустным, но способ выращивания и органы потребления у них различны. Есть овощи, которые относятся к разным семействам по ботанической систематике, строению надземной части, но образуют все корнеплод. У них также одинаковы агрономические мероприятия по выращиванию.

Классификация групп овощей

Чтобы было удобно реализовать и использовать овощи их делят по особенностям использования производительных органов на группы:

  • корнеплоды (морковь, редис, свекла столовая, сельдерей, редька,пастернак, петрушка);
  • листовые (салат, листовая капуста, щавель, шпинат, сельдерей, укроп);
  • плодовые (баклажаны, огурцы, помидоры, перец, кукуруза сахарная, дыни, арбузы, горох, тыквы, фасоль, бобы);
  • стеблеплодные (капуста кольраби);
  • к цветочной группе относятся растения, где в пищу используются цветки, бутоны, соцветия (артишок, брокколи, цветная капуста);
  • к пряной группе относятся овощные культуры, у которых вегетативные органы используются как приправа к пище (петрушка, эстрагон, укроп);
  • к овощеводству относится и выращивание грибов (вешенок, шампиньонов).

При производстве овощей приведенная классификация не достаточно удобна, так как группа может включать в себя культуры, выращиваемые разными способами. Эдельштейн учел агротехнические и биологические особенности и свойства органов продуктивности культур и получил следующие группы:

  • капустные: капуста краснокочанная и белокочанная, савойская и цветная, кольраби и брюссельская;
  • корнеплодные: семейство маревых – свекла; семейство сельдерейных – сельдерей, морковь, пастернак, петрушка; семейство капустных – редис, редька.
  • клубнеплодные: картофель;
  • луковичные: семья луковичных – лук-батун, чеснок, лук-шнитт, лук-репка, многоярусный лук и лук-порей;
  • листовые: салат, шпинат, укроп;
  • плодовые: из семейства пасленовых – физалис, помидоры, перец, баклажаны; тыквенных – патиссоны, огурцы, дыни, арбузы, кабачки, тыквы; бобовых – бобы, фасоль, овощной горох; мятликовых – сахарная кукуруза;
  • многолетние: семейство спаржевых – спаржа; семейство гречишных – ревень, щавель; семейство астровых – эстрагон; семейство капустных – катран, хрен;
  • грибы: вешенки, шампиньоны.

Овощи делят по продолжительности жизни на многолетние, одно- и двулетние.

Однолетние культуры заканчивают свой жизненный цикл выращивания в течение одного года. У двулетников в первый год вегетации образуются продуктивные органы, а после зимовки, у культуры прорастают почки, образуется стебель, наступает цветение и плодоношение. К таким овощным культурам относятся: капуста (кроме пекинской и цветной), столовая свекла, сельдерей, петрушка, лук порей и лук репка, морковь, пастернак и другие.

Различные виды овощей по-разному выращиваются и собираются

У многолетних овощных культур в первый год идет развитие системы корней, розетки листьев и закладывание почек. Производительные органы начинают образовываться на второй-третий год. Со второго года начинается плодоношение, которое может длиться многие годы. Многолетние культуры включают в свой состав щавель, ревень, спаржу, хрен и другие.

Семейство крестоцветных, или капустных (около 3 тыс

К семейству крестоцветных относится более 3000 видов растений. Есть одно-, двухлетние и многолетние представители. Среди них важное значение для человека имеют овощи: капуста кочанная, цветная, брюссельская, китайская, листовая, спаржевая, кольраби, редис, репа, редька огородная, брюква, шпинат, руккола, водяной кресс, васаби. Есть масличные растения (горчица, рыжик), лекарственные (пастушья сумка, гулявник лекарственный), сорные травы (редька дикая, ярутка полевая, сурепка обыкновенная).

Общие характеристики

К семейству крестоцветных относят травянистые растения. Листья у них простые, не имеют прилистников. Расположены поочередно, у некоторых собраны вблизи корня в розетку.

Корневая система стержневая, у некоторых видов – корнеплод, в котором запасается большая часть полезных веществ. Стебель прямостоячий, иногда утолщённый (у кольраби).

Цветки имеют венчик из 4 лепестков, которые расположены в форме креста (отсюда название семейства). Чашечка состоит из 4 чашелистиков; 6 тычинок, из которых 4 длинные и 2 короткие. У капустных представителей цветки объединены в соцветие кисть.

Плод у капустных – стручок. Короткие стручки называют стручочки. У них длина в 2 или 3 раза больше, чем ширина. Стручки у некоторых разделены перетяжками. При созревании они распадаются на дольки, внутри каждой из которых имеется семя.

Растения опыляют насекомые. Для их привлечения многие представители семейства крестоцветных имеют нектарники, которые сильно пахнут.

Капуста

Типичный представитель семейства крестоцветных, она известна человечеству с давних времен. Однако ученые до сих пор спорят о месте, где впервые вырастили культурную капусту, и о ее дикорастущем предке.

Семена капусты были обнаружены археологами при раскопках стоянок древнего человека каменного и бронзового веков.

Древние египтяне возделывали капусту еще в 15-10 веках до нашей эры. А на Руси она стала известна только в 9 веке нашей эры.

Согласно древнегреческой легенде капуста появилась благодаря каплям пота бога Юпитера, упавшим с его головы на землю.

Слово «капуста» произошло от греческого «капутум» – голова.

В Древнем Риме и Древней Греции было известно около 10 сортов капусты, сейчас же возделывают более сотни. К тому же существует немало чисто декоративных видов.

Квашеная капуста, чьи качества сохраняются около 10 месяцев, полезнее свежей. В ней содержится молочная кислота, сохраняющая полезные кишечные бактерии. Интересно, что квасить капусту начали в Китае. Заквашенная в рисовом вине, она присутствовала в рационе строителей китайской стены.

Древнегреческий ученый Пифагор занимался селекцией этого овоща и высоко отзывался о его лечебных свойствах.

В наше время капуста активно используется в научной и народной медицине:

  • Соком листьев лечат гастрит, язвенную болезнь, колиты.
  • Употребление капусты в свежем виде способствует выведению холестерина.
  • Сок используют в косметологии как омолаживающее средство.
  • В 100 граммах капусты содержится более половины суточной нормы витамина С для взрослого человека.
  • Полезные свойства овоща помогают в борьбе с лишним весом.
  • Народная медицина использует капусту как противовоспалительное и противомикробное средство.

Полезные свойства

Они имеют высокое содержание витамина С, поэтому укрепляют стенку сосудов у усиливают иммунитет.

  • Капуста белокочанная 50 мг в 100 г продукта;
  • цветная 70 мг;
  • кольраби 50 мг;
  • шпинат 55 мг;
  • салат 15 мг.

Низкокалорийны, могут использоваться как диетический продукт для похудения. Не содержат жиры.

  • Капуста белокачанная 28 ккал в 100 г продукта;
  • цветная 29 ккал;
  • кольраби 43 ккал;
  • шпинат 21 ккал;
  • редис 20 ккал;
  • салат 14 ккал.

Содержат много клетчатки, способствуют хорошей работе кишечника, выведению холестерина, токсичных продуктов обмена. Многие оказывают желчегонное действие.

Белком богаты цветная капуста (2,5 мг), шпинат (2,9 мг), кольраби (2,8 мг).

Служат источником калия (шпинат – 774 мг, кольраби – 370 мг), кальция (шпинат – 106 мг, кольраби 46 мг, белокочанная – 48 мг).

Фолиевой кислоты особенно много в шпинате, брюссельской капусте. Этот витамин предотвращает развитие пороков у плода. Поэтому эти овощи включают в рацион беременных в вареном, пареном, запеченном виде.

Место крестоцветных в классификации живых существ

Все представители семейства капустных имеют следующее положение в классификации живых организмов:

  • домен — эукариоты;
  • царство — растения;
  • отдел — покрытосеменные (цветковые);
  • класс — двудольные;
  • порядок — крестоцветные;
  • семейство — крестоцветные (капустные).

Также данное семейство, в свою очередь, подразделяется на роды. Название рода, к которому принадлежит какой-либо вид, часто можно узнать из наименования последнего. К примеру, капуста белокочанная относится к роду капустных (к нему же причисляется и рапс), полевая горчица — к роду Горчица и т. д.

Капустные

Капуста белокочанная

Двухлетний овощ. Кочан капусты – это разросшаяся почка с большим количеством листьев. Кочан вырастает в первый год. На второй год, если не собрать урожай, на верхушке формируется стебель с листьями и мелкими жёлтыми цветками, которые дадут семена.

При употреблении в еду оказывает противовоспалительное действие, ускоряет метаболизм, стимулирует секрецию желудочного сока. Полезно употреблять при подагре, заболеваниях почек, желчнокаменной болезни.

Брюссельская капуста

Один из видов листовой капусты, в диком виде не растёт. Кочаны у брюссельской капусты маленькие, образуются из почек в пазухах листьев.

При регулярном употреблении снижается риск развития опухолевых и сосудистых заболеваний.

Препятствует запорам, улучшает заживление ран. Свежий капустный сок способствует нормализации работы поджелудочной железы. Овощ рекомендуют при сахарном диабете.

При проблемах с щитовидной железы лучше ограничить в рационе брюссельскую капусту. При бесконтрольном употреблении может развиться гипотиреоз.

Пекинская капуста

Однолетнее растение, родина которого – Китай, Япония, Корея. У листовых форм листья собраны в розетку, достигают 30-50 см в длину. У кочанных форм листья формируют кочан: основание его белое, плотное, сочное, верхушка – зеленые или желтые листья.

Брокколи, или спаржевая капуста

Подвид цветной капусты. Используется при лечении лучевой болезни. Положительно влияет на кожу, зрение (провитамин А), сосуды (витамин С), содержит много белка, кальция, незаменимую аминокислоту метионин, соли магния.

Быстро поспевает, устойчива к холоду. Употребляют в пищу головку. Бывают белые, зеленые, синие, фиолетовые соцветия. Используют также в декоративных целях и на корм животным. В высоту может достигать 1 метр.

Цветная капуста

Овощ представляет собой соцветие из мелких кочанов. В разрезе кочан напоминает ствол дерева, соцветия – крону. Бывает белого, оранжевого, реже фиолетового цветов. Для правильного формирования головки нужно много света и тепла.Всего 100 г цветной капусты в сыром виде восполняет дневную потребность в аскорбиновой кислоте (70 мг).

Продукт оказывает желчегонное действие. Микроэлемент бор благоприятно сказывается на работе щитовидной железы, гипоталамуса и надпочечников.

Цветная капуста легче переносится желудочно-кишечным трактом, так как она не вызывает вздутия. Её рекомендуют детям, беременным, пожилым людям, а также при патологии желудка.

Кольраби

В еду годится стеблеплод, напоминающий зеленый или фиолетовый шар. Съедобными считаются также листья. Это двухлетнее овощное растение. В первый год вырастает короткий толстый стебель округлой формы. Во второй год верхушечная почка дает начало цветоносу длиной около1 м. Цветы желтые или белые, собраны в кисть. Плод — стручок с мелкими темными округлыми семенами.

В составе есть моно- и дисахариды: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза (в 100 г продукта 7,9 г), поэтому кольраби сладкая на вкус. Много кальция (46 мг), а по калию и магнию превосходит яблоки, морскую капусту и крупы. Особенно много витамина С (50 мг).

Тартроновая кислота тормозит превращение потребляемых углеводов в жиры, что препятствует ожирению. Улучшает работу печени, пищеварительной системы. Снижает риск инфарктов и инсультов. Овощ улучшает усвоение кальция, укрепляет иммунитет, стимулирует выработку молока.

Продукт противопоказан при болезнях желудка и кишечника, сопровождающихся повышенной кислотностью: гастритах, язвах, панкреатитах.

Другие факты о крестоцветных

  • В Западной Вирджинии законом запрещено квасить капусту, чтобы неприятный запах не тревожил соседей.
  • Сок краснокочанной капусты – отличный природный краситель, придающий продуктам красивый голубой цвет.
  • На стенах пирамиды Хеопса в Египте можно найти изображение редьки.
  • Лепестки опыленных цветков растения бурачок не опадают, а увеличиваются в размерах, чтобы привлечь насекомых к еще неопыленным цветкам.
  • Название «пастушья сумка» растение получило благодаря сходству своих плодов с треугольными мешками пастухов.
  • В Китае пастушью сумку разводят как овощную культуру.
  • Блюда из молодых листьев пастушьей сумки готовят в Индии, Японии, Франции, Армении.
  • Самая большая редиска выращена израильтянином Ниссаном Тамиром и весит 10 кг.
  • Одним из первых растений, выращенных на космической станции, был редис.
  • В Мексике отмечается праздник «Ночь редиса», участники которого соревнуются в искусстве создания поделок из этого овоща.
  • В США отмечают Национальный день горчицы, а в штате Висконсин открыт музей, посвященный этой приправе.
  • Семена горчицы были обнаружены в усыпальницах египетских фараонов.
  • В Германии перед свадьбой в фату невесты зашивали зернышко горчицы для прочности брака. А в России от порчи и сглаза носили на одежде 7 горчичных зерен.
  • Для изучения такого растения, как сурепка, в ботанике выделен специальный раздел – сурепселия.

Шпинат

Это однолетнее растение: первыми вырастают листья, собранные в розетку. Их и используют в еду: в салаты, первые блюда, закуски. Употребляют сырыми или ошпаривают кипятком, чтобы максимально сохранить все полезные вещества.

Зацветают сначала мужские растения, цветки у них собраны в метелки. Позже – женские цветы, расположенные в пазухах листьев. Плод – орешек.

Листья шпината богаты фолиевой и аскорбиновой кислотами, легко усвояемым железом, йодом. Поэтому овощ полезен в период беременности, при патологии щитовидной железы.

Перечень растений семейства

К овощам семейства крестоцветных относятся:

  • кочанная капуста;
  • хрен;
  • брокколи;
  • сурепка весенняя;
  • капуста кале;
  • редис;
  • листовая горчица;
  • семена рапса;
  • брокколи романеско;
  • репа;
  • листовая капуста;
  • цветная капуста;
  • листовая свекла;
  • спаржевая капуста;
  • кольраби;
  • редька;
  • водяной кресс;
  • курчаволистная горчица;
  • кресс-салат;
  • горчичное семя;
  • китайская капуста;
  • шпинат;
  • дайкон;
  • васаби;
  • брюссельская капуста;
  • руккола.

Также в данный список можно добавить брюкву, хотя некоторые специалисты относят ее больше к кормовым овощам.

Полный список крестоцветных овощей

Ниже вы найдете список крестоцветных овощей. Хотя вы, возможно, раньше не слышали термин «крестоцветные овощи», вполне вероятно, что вы вырастили многие из них в своем саду. Они включают:

  • Руккола
  • Бок Чой
  • Брокколи
  • Брокколи рабе
  • Брокколи Романеско
  • брюссельская капуста
  • Капуста
  • Цветная капуста
  • Китайская брокколи
  • китайская капуста
  • Коллар зелень
  • Дайкон
  • Садовый кресс
  • Хрен
  • кормовая капуста
  • Кольраби
  • Komatsuna
  • Ленд кресс
  • Mizuna
  • Горчица – семена и листья
  • Пак Чой
  • редис
  • Брюква
  • Tatsoi
  • Репа – корень и зелень
  • Wasabi
  • жеруха

Не стоит недооценивать силу использования крестоцветных овощей в качестве части вашего рациона. Крестоцветные овощи содержат мощные антиоксиданты, которые могут уменьшить воспаление и снизить риск некоторых хронических заболеваний. Они содержат глюкозинолаты, зубины, индол-3-карбинол и изотиоцианаты, которые, как было показано, уменьшают риск развития рака.

Покрытосеменные (цветковые) растения — особенности строения

Покрытосеменные, или цветковые, растения — самый большой и наиболее распространенный тип, численностью около 240 тыс. видов, объединенных в 13 тыс. родов и 390 семейств.

Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле. Широкое распространение покрытосеменных обусловлено их способностью переносить яркое освещение и сухость воздуха, высокой приспособляемостью к обитанию в различных условиях суши.

Особенности строения покрытосеменных

У цветковых растений существует целый ряд особенностей строения — крупных ароморфозов.

Прежде всего их характерной особенностью является наличие цветков, плодов и семян. Семена формируются из семязачатков (семяпочек), защищенных стенками завязи, развивающимися в околоплодник. Именно поэтому цветковые растения называются еще и покрытосеменными.

Пестик с завязью, столбиком и рыльцем, плод, развивающийся из завязи пестика, — новые органы, свойственные только покрытосеменным растениям. Гаметофит редуцирован до нескольких клеток, что значительно ускоряет его развитие. Образованию семян предшествует опыление цветков и двойное оплодотворение. Для опыления, распространения плодов и семян у цветковых растений существуют различные приспособления.

Покрытосеменные имеют наиболее сложное строение вегетативных органов, что обеспечивает им максимальную приспособленность к обитанию в окружающей среде. У них хорошо развита проводящая система, объединяющая надземную и подземную части.

Покрытосеменные растения представлены деревьями, кустарниками и эволюционно более молодыми травами. Предполагают, что предками цветковых растений была одна из ветвей вымерших семенных папоротников.

Начиная с середины мелового периода покрытосеменные занимают доминирующее положение. Большинство из них — аутотрофы, но есть и вторичные гетеротрофы: насекомоядные растения (росянка, пузырчатка). Около 400 видов покрытосеменных лишены хлорофилла и ведут частично (омела) либо полностью паразитический образ жизни (повилика, заразиха).

Тип покрытосеменные делится на два класса:

  • Двудольные, численностью в 180 тыс. видов, объединенных в 10 тыс. родов и 325 семейств;
  • однодольные — 60 тыс. видов, 3 тыс. родов, 65 семейств.

Оба класса развивались в меловом периоде мезозойской эры. Современные систематики считают, что однодольные произошли от двудольных, отделившись на ранних этапах эволюции как самостоятельная ветвь. В дальнейшем оба класса развивались параллельно и независимо один от другого.

Отличия однодольных и двудольных покрытосеменных

Признак Однодольные Двудольные
Зародыш С двумя семядолями С одной семядолей
Корневая система Зародышевый корешок развивается в главный корень. Корневая система стержневая или мочковатая Зародышевый корешок развивается слабо. Корневая система мочковатая
Форма края листа Форма края листовой пластины разная Листья цельнокрайние
Жилкование Пальчатое или перистое Дуговое или параллельное
Число листов Число лепестков и чашелистиков кратно 5 или 4 Число листочков кратно 3
Камбий У большинства Никогда не образуется
Проводящая система в стебле В форме кольца Состоит из отдельных пучков
Форма растения Любая В основном травы

Как видно из таблицы, у обоих классов есть четкие отличия. Однако возможны исключения, поэтому для распознавания классов нужен комплекс признаков.

Классы двудольных и однодольных делятся на порядки, а они, в свою очередь, на семейства. Большинство представителей, имеющих важное практическое значение, относятся к семействам крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных из класса двудольных, злаковых и лилейных из класса однодольных.

Овощи семейства крестоцветных — список родов растений, чем полезны

Крестоцветные овощи природа наделила многочисленными полезными для организма витаминами, микро-макроэлементами. Представители семейства крестоцветных знакомы всем. Они неприхотливы в выращивании, отличаются полезными свойствами, своеобразным вкусом, низкой калорийностью.

Перед тем как составить меню, не помешает ознакомиться с составом, целебным воздействием и противопоказаниями этих растений.

  1. Что такое крестоцветные овощи
  2. Состав
  3. Список представителей семейства крестоцветные
  4. Род капуста brassica
  5. Род редька raphanus
  6. Бурачок или алиссум alyssum
  7. Некоторые другие роды семейства крестоцветные
  8. Чем полезны крестоцветные овощи
  9. Для похудения
  10. Кому нельзя есть крестоцветные

Что такое крестоцветные овощи

В семейство крестоцветных (капустных, брассиковых) входят двудольные листовые растения, представленные кустарниками, полукустарниками, травянистыми однолетниками, а также многолетниками. В нем объединено более 370 родов, 3300 видов, а также многочисленные двухлетние травы, цветущие только на второй год. Их перечень достаточно обширен и представлен следующими группами:

  • овощами;
  • маслиничными;
  • лекарственными;
  • кормовыми;
  • пряно-вкусовыми;
  • декоративными;
  • медоносными.

Растения объединены общими признаками, главные среди которых – одинаковые по строению цветки с четырьмя лепестками, расположенными в виде креста. Эта особенность крестоцветных овощей и дала название семейству.

Соцветие у крестоцветных растений – кистевидное, плоды в форме стручков. Корневая система стержневая или корнеплод.

Состав

Польза овощей семейства крестоцветных обусловлена их богатым химическим составом.
Аскорбиновая кислота оказывает мощное антиоксидантное, регенерирующее воздействие, укрепляет защитные силы организма. Витамин C регулирует процесс кроветворения, обменные процессы, играет большую роль в синтезе коллагена – структурного белка, который формирует соединительную ткань организма.
Витамин С в больших количествах содержится в шпинате, салате, крессе водяном, дайконе.
В обычном хрене концентрация витамина С в несколько раз превышает его количество в цитрусовых.

В крестоцветных овощах повышенное содержание витамина К. Он поддерживает в норме свертываемость крови, снижает опасность кровотечений, включая внутренние, предупреждает появление беспричинных синяков. Способствует эффективному усваиванию кальция, необходимого для костей.
В листовых овощах содержатся витамины группы В, которые необходимы для:

  • нормальной работы нервной и сердечно-сосудистой системы;
  • улучшения работы желудочно-кишечного тракта, состояния кожных покровов;
  • оптимизации клеточного роста, энергообмена, работы мышц;
  • поддержания эмоционального здоровья. Рекомендуются при стрессах, депрессиях, повышенных эмоциональных нагрузках;
  • укрепления иммунитета, увеличения сопротивляемости организма к инфекциям.

Шпинат и брюссельская капуста содержат фолиевую кислоту, которая необходима для нормального клеточного роста и сохранения целостности ДНК, чем предупреждает образование опухолей. Она влияет на работу иммунитета, сердца и сосудов, репродуктивной системы, синтез аминокислот. Витамин В9 необходим беременным женщинам, для предупреждения самопроизвольного аборта, депрессивных состояний. Вещество ответственно за умственное и физическое здоровье будущего ребенка.
Витамин Р уменьшает проницаемость и ломкость сосудов, что сводит к миниму риск инфаркта и инсульта.

Пищевые волокна, содержащиеся в крестоцветных овощах, нормализует работу желудочно-кишечного тракта, стимулирует перистальтику, поглощают токсические соединения и выводят их из организма. Препятствуют дисбактериозу, т.к. способствуют развитию полезных бактерий. Предупреждают атеросклероз, устраняя холестериновые отложения.
Представители семейства капустных насыщены полезными минералами:

  • калием,
  • кальцием,
  • магнием,
  • фосфором,
  • йодом,
  • железом.

Много белков содержатся в цветной капусте, шпинате, кольраби. Они являются необходимым биологическим строительным материалом для построения всех клеток организма, участвуют в метаболизме.
Глюкозинолаты — сернистые химические соединения, наделяют крестоцветные растения горечью, характерным запахом. Вещества обладают противораковыми свойствами.

Список представителей семейства крестоцветные

К списку семейства крестоцветных относят большое количество родов растений, включая овощи.

Род капуста brassica

Эта разновидность капустных объединяет более 50 видов однолетних, двухлетних, а также многолетних растений, которые распространены на территориях стран Средиземноморского бассейна, Европы, Центральной и Восточной Азии.


К списку этого рода относят капусту:

  • белокочанную;
  • краснокачанную;
  • цветную;
  • брюссельскую;
  • кольраби;
  • брокколи (спаржевую);
  • кале;
  • савойскую;
  • пекинскую.

Сюда также входит репа, турнепс, брюква и рапс.
Эти крестоцветные овощи характеризуются:

  • веретеновидными, разветвленными корнями;
  • прямостоячими, полуприподнятыми, ветвистыми стеблями;
  • шаровидными, слабоячеистыми, темно-бурыми, коричневатыми, красновато-бурыми, желтыми семенами. Их диаметр составляет примерно 2 мм.

В некоторых странах (Великобритания, Франция, Германия) крестоцветные растения рода капуста лидируют среди овощей по выращиванию.

Род редька raphanus

Представители редьки менее многочисленны, чем капуста. В список рода входит редька:

  • полевая Raphanus raphanistrum L;
  • приморская (Raphanus maritimus);
  • белая (Raphanus candidus);
  • редис (Raphanus sativus L).

Многочисленные внутривидовые таксоны различаются по внешнему виду. Сюда относят редьку черную, лобу, дайкон.
Эти крестоцветные растения отличаются простыми или ветвистыми стеблями, а также:

  • утолщенными, съедобными корнями;
  • лировидно-перистонадрезанной или лировидно-перисторассеченной листвой;
  • желтыми, белыми, пурпурно-фиолетовыми цветками.
  • Хрен обыкновенный или деревенский armoracia rusticana

К списку рода хрен относятся:

  • хрен обыкновенный или деревенский (armoracia rusticana);
  • хрен луговой или гулявниковый (armoracia sisymbroides).

Представители этого рода являются многолетними и обладают длинными толстыми корнями, прямым или ветвистым стеблем, цветами белого цвета.
Корень растения используют как приправу для мясных блюд, а листья для маринадов, засолок овощей.

Бурачок или алиссум alyssum

Список этого рода включает больше 90 видов растений крестоцветных, среди которых, помимо малого бурачка и месячной травы, наиболее популярными считаются лесной червец, а также ползучий и серебристый алиссум.

Этот род представлен травянистыми низкорослыми крестоцветными растениями с сильноветвящимися, полуодревесневающими корнями, а также обратнояйцевидными или продолговато-ланцетными листьями, мелкими желтыми или белыми цветками. Плоды – продолговатые или эллиптические стручки.

Некоторые другие роды семейства крестоцветные

В основные роды семейства крестоцветных специалисты включают:

  • васаби (Wasabia) – японский хрен. Используется в качестве приправы;
  • горчицу (Sinapis) – однолетнее травянистое растение, используемое для изготовления горчичного масла, приправы, горчичников;
  • желтушник (Erysimum) – травянистое растение с целебными свойствами;
  • жеруху (Nasturtium) является водным травянистым растением. Используется в народной медицине, как приправа, или ингредиент салата;
  • катран (Crambe) – пряное овощное крестоцветное, некоторые виды применяются в садово-парковом дизайне для бордюрных посадок;
  • левкой (Matthiola) – декоративное красивоцветущее садовое растение с ароматными цветами;
  • лунник (Lunaria) – используют для декора участков, обладает приятным сладким ароматом;
  • рыжик (Camelina) – медонос, из его семян изготавливается рыжиковое масло.

Некоторые крестоцветные овощи относят к сорнякам: редьку дикую, сурепку обыкновенную, пастушью сумку, икотник.

Чем полезны крестоцветные овощи

Такое огромное количество полезных веществ в крестоцветных овощах позволяет их включать в рацион не только продукты питания, но с целью лечения и профилактики различных заболеваний.
Глюкозинолаты, входящие в состав капустных овощей, наделяют их противораковым эффектом. В брокколи большое содержание индол-3-карбинола, в цветной капусте – сульфорафана. Противораковое воздействие крестоцветных овощей заключается в:

  • предотвращении преобразования предраковых клеток в раковые;
  • предупреждении возникновения новых сосудов, способствующих прогрессированию опухолевидному процессу;
  • стимуляции иммунитета к борьбе с опухолевыми клетками;
  • регуляции уровня эстрогенов, что препятствует развитию злокачественного процесса в молочных железах;
  • оказании антиоксидантного воздействия, что приводит к блокировке канцерогенного потенциала опасных веществ, провоцирующих рак.

Хрен, васаби и редька наделены бактерицидными свойствами. Соком овощей полоскают горло при различных заболевания вирусной природы.
Употребление хрена позволяет уничтожить бактерии и микроорганизмы, провоцирующие разрушение зубной эмали.
Клетчатка овощей, которая способствует снижению уровня холестерина и регулирует всасывание глюкозы, важна при сахарном диабете и метаболическом синдроме.
Употребление крестоцветных овощей необходимо для:

  • предупреждения злокачественных процессов;
  • уменьшения воспалений;
  • регулирования уровня сахара к крови;
  • улучшения работы сердца и состояния сосудов;
  • нормализации гормонального баланса;
  • предупреждения атеросклеротических изменений.

Все представители семейства крестоцветных овощей способствует активизации выработки глутатионпероксидазы – ферментов, которые защищают организм от окислительных повреждений.

Для похудения

Крестоцветные овощи – важный и эффективный ингредиент диеты для похудения вследствие их низкой калорийности. Так, 100г обычной и цветной капусты содержат 25 ккал, брокколи, редис – 28 ккал, брюссельская – 43 ккал.
Клетчатка в крестоцветных овощах препятствует набору лишней массы тела за счет:

  1. Вывода токсических соединений и шлаков, которые препятствуют нормальному метаболизму.
  2. Впитывания лишней жидкости с дальнейшим от нее избавлением.
  3. Восстановления микрофлоры кишечника, ускорения процессов пищеварения.

Пищевые волокна разбухают в ЖКТ, что приводит к быстрому насыщению и предупреждает переедание. Это же свойство клетчатки крестоцветных овощей повышает объем каловых масс, чем препятствует возникновению запоров.

Кому нельзя есть крестоцветные

Абсолютных противопоказаний к употреблению крестоцветных овощей нет.
Уменьшить их количество необходимо при гастрите, язве или других проблемах с ЖКТ. Чтобы избежать изжоги, тошноты, колик, крестоцветные овощи варят или запекают.

Листовые овощи содержат щавелевую кислоту, снижающую биодоступность кальция. Их чрезмерное употребление повышает опасность образования оксалатных камней, что необходимо учитывать при проблемах с почками. Варка уменьшает содержание оксалатной кислоты.

Капустные овощи, включаю брюссельскую капусту, брокколи, репу препятствуют усвоению йода, что негативно сказывается на щитовидке. При гипотиреозе употребление продуктов этого семейства должно быть согласовано с врачом.

Если систематически, но без фанатизма, включать в меню крестоцветные овощи, поддержка здоровья гарантирована. Для сохранения полезных свойств растений их готовят в пароварке (до 7–10 мин.), тушат (около 5 мин.) или запекают (до 15 мин.).

Семейство крестоцветные

Тема урока: «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:

1.Образовательная цель — продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
2. Развивающая – совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
3.Воспитательная – способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.
Форма урока –урок – путешествие с элементами ролевой игры.

Тип урока — комбинированный.

Оборудование: таблицы «Семейство крестоцветные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.

Методы :
По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.
По характеру деятельности учителя: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, групповая.

1.Организационный момент.
Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.
С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.
Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?
Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)
Загадки:
1.На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)
2.Девица –белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)
3.На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)
4.Был ребенок — не знал пеленок,
А стал стариком-Сто пеленок на нем. (кочан капусты)
5.Безсчету одежек и все без застежек (капуста)
6.Нота. Часть танца (репа)
7.Первый слог –песня весенней капели,
Второй – губы.
Все — растение, про которое
Сложена загадка:
«Был ребенок – не знал пеленок,
Стар стал – пеленаться стал» (капуста).

Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение — капуста. Это семейство – крестоцветные. (Слайд№1, 2,3.4) Итак, ученики формулируют цель урока.
Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок – путешествие по семейству крестоцветные.
Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия. (Слайд №5)

Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.
Остановка на станции «Определительная»
Остановка на станции «Музейная»
Остановка на станции «Познавательная»
Завершение путешествия на таможне.
Ну что, в путь?

Контрольный пункт.
Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера ( по вариантам) (Слайд№ 6,7,8,9,10)
Вариант №1.
Задание №1.
Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:
1.Плод-стручок или стручочек.
2.Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
3.Плод –боб
4.На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха
5.Цветок имеет один пестик и шесть тычинок
6.Цветок имеет один пестик и десять тычинок
7.Тычинок в цветке много
8.Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
Задание №2
Игра «Третий лишний»
1.Соя, фасоль, томаты.
2.Перец, баклажаны, арахис
3.Картофель, белена черная, капуста.
Вариант № 2
Задание №1
Выбрать признаки растений семейства пасленовых:
1.Корень стержневой
2.Листья с сетчатым жилкованием
3.В цветке шесть тычинок и один пестик
4.Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.
5.Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.
6.Плод –стручок или стручочек
7.Пдлод – ягода или коробочка
8.Пастушья сумка
9.Паслен черный
10.Картофель
Задание №2
Игра «Третий лишний»
1.Соя, фасоль, томаты
2.Перец, баклажаны, арахис
3.Картофель, розы, капуста.
После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.
Критерии оценивания указаны на карточке.
Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась –капуста.
Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

Путешествие продолжается дальше и следующая остановка — станция «Познавательная».
Здесь ребята выполняют лабораторную работу –« Растения семейства крестоцветных.»
( каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) (Слайд №11)
Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык
работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.
Ход работы.
1.Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
2.рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
3.Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?
4.Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).
5.Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.
6.Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.
7.Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.
8.Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
9.Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь
10.Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.
11.Зарисуйте и подпишите плод.
Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.
Ребята делают следующие выводы:
семейство включает около 3200 видов растений;
— цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;
— формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;
— соцветие – кисть;
— плоды – стручки или стручочки;
— корневая система – стержневая. (Слайд №12)
Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.
А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

Следующая остановка – станция «Музейная». (Слайд №13,14)
Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.
Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. . (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные).
А наше путешествие продолжается и следующая остановка «Определительная» (Слайд №15)
Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. (Слайд №15,16,17,18,19,20)
Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.
Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.
Ход работы:
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.
2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.
3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.
4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.
Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка «Таможня». Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. (Слайд №21)
Вариант №1.
Отметьте признаки крестоцветных:
1.Тычинок много.
2.Венчик состоит из пяти лепестков
3.Чашечка состоит из четырех чашелистиков
4.Плод стручок
5.Плод костянка
6.Венчик состоит из четырех лепестков.
7.Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие
8.Чашечка состоит из пяти чашелистиков.
Вариант №2.
Выбрать правильные утверждения:
1.К крестоцветным относятся как травянистые растения , так и кустарники, и деревья
2 Все крестоцветные имеют простые листья
3.Плоды у крестоцветных –стручки и стручочки
4.Все крестоцветные –двулетние растения.
5.Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..
6. Все крестоцветные имеют формулу цветка – Ч4,Л4,Т4+2,П1.
Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

Рефлексия.
О чем вы сегодня узнали на уроке?
Достигнута ли цель урока?
Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?
Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.

Творческое задание .Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:
Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.
Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.
Приложение к уроку.
Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.
1.Плод стручок (длинный) 2
0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине).5
2.Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.
Редька дикая.
0.Плоды без перетяжки .. 3
3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.
Горчица белая
0.Стручки с округлым носиком4
4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные
Гулявник лекарственный.
0.Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.
Желтушник левкойный.
5.Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.
Пастушья сумка.
0.Стручок овальной формы6
6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку
Ярутка полевая
0.Стручочки без крылышек7
7.Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

0Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0
Клоповник сорный.