Краткие характеристики бельгийской ломовой породы

  1. Размер: от 168 до 173 см, и 66-68 дюймов;
  2. Телосложение: массивное, мускулистое;
  3. Обхват груди: 200-220 см;
  4. Вес: около 900 кг (2000 фунтов);
  5. Продолжительность жизни: 30 лет;
  6. Цвета: черный, каштановый с неизменным серым преобладанием, называемым чалый, голубоватый и красный чалый;
  7. Лучше всего подходит для: владельцы лошадей, инструкторы и опытные всадники, особенно те, кто не боится работать с большими, мощными лошадьми;
  8. Черты характера: Исключительно терпеливый, послушный, спокойный, трудолюбивый, покладистый и умный, смелый.

Характер

Бельгийская порода отличается покладистым характером.

Причиной этого является суровые условия содержания и разведения. Для случки выбирают только самых покорных и кротких скакунов, из-за чего с каждым новым поколением порода приобретает все более невозмутимый характер.

Также на протяжении всего выведения этого вида заводчики из Бельгии довольно строго относились к лошадям. Кобыл отправляли на случку по пришествии 9 недель после родов, а жеребят начинали понемногу отлучать от матери спустя 2-3 недели. Самих скакунов с детства приучали к труду и неприхотливости, из-за чего Бельгийские тяжеловозы спокойно питаются самыми простыми кормами и не требуют излишеств.

Благодаря всем этим особенностям разведения Брабансоны крайне спокойны и послушны. Они также обладают хорошим умом и поддаются дрессировке. Брабансон способен реагировать на речь человека и слушаться устных команд, поэтому извозчикам редко приходится применять хлыст.

Тяжеловозы сильно привязываются к своим владельцам и узнают их. Эта порода не требует к себе повышенного внимания, но с помощью ласки и хороших слов можно легко завоевать доверие этой крупной лошади.

Многие новички в коневодстве ошибочно считают, что содержание Брабансонов слишком дорогостоящее. Однако большое количество корма компенсирует неприхотливостью скакуна.

Лошадь с удовольствием ест сухие и жесткие травы, от которых отвернулось бы большинство выездных пород.

Сбалансированный суточный рацион тяжеловоза выглядит примерно так:

  • грубый корм — 6 кг в сутки;
  • чистый овёс — 6-8 кг в сутки;
  • ржаная соломенная резка — 0,5 кг в сутки;
  • дробленное льняное семя -0,5 кг в сутки.

Те или иные продукты питания с легкостью можно менять на другие. Важно помнить, что Брабансонам требует калорийный корм, поскольку иначе животное не сможет набрать нужную массу.

Тяжеловозы — лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

Все началось еще в 1850-х годах. Бельгийский коневод Реми Вандер Шюерен понял, что растущая индустриализация Европы потребует более сильных лошадей, чтобы тянуть все более тяжелую технику. Поэтому он начал скрещивать три вида ломовой лошади, существовавшие на тот момент в Бельгии. Результатом стала одна порода, которую он и назвал бельгийской ломовой (тягловой).

Его работа вскоре принесла дивиденды с появлением великолепного жеребца по имени Бриллиант . С 1878 по 1884 год Бриллиант был коронованным чемпионом на главных соревнованиях по конному спорту в Брюсселе, Амстердаме, Лондоне, Париже и Ганновере.

Бельгийские лошади — особенно те, которые были произведены Бриллиантом — внезапно стали востребованными во всей Европе, и на то есть веские причины. Мощно сложенные, они были невероятно сильными, способными тянуть до двух тонн.


Но в то же время они были послушны и охотно позволяли себя привязывать к фургонам или машинам. Таким образом, они стали незаменимыми в различных отраслях, таких как сельское хозяйство, лесное хозяйство, горнодобывающая промышленность, судоходство и пивоварение.

Записи 1891 года показывают, что Бельгия экспортировала лошадей в правительственные конюшни России, Италии, Германии, Франции и старой Австро-Венгрии. В 1903 году бельгийское правительство отправило бельгийских ломовых на Всемирную выставку в Сент-Луисе и Международную выставку скота в Чикаго. Американские фермеры полюбили этих сильных лошадей, и спрос был огромен. В следующем году 1600 бельгийских ломовых лошадей были экспортированы в США, большинство из них из Воллезеле.

Интересный факт: Невзирая на то, что “американский бельгиец” является прямым потомком европейской ломовой лошади, между данными породами есть четкие существенные различия:

  1. Американский бельгиец чаще всего встречается в щавелевой окраске с льняной гривой, хвостом и белой полосой. Он более тонок и несколько выше ростом.
  2. Европейский Брабант обычно красный чалый с черной гривой и хвостом. Он тяжелее и коренастее.

К 1912 году экспорт бельгийских ломовых лошадей приносил 50 миллионов бельгийских франков (1,24 миллиона евро) в казну страны каждый год.

Однако успех был недолгим. Во время Первой мировой войны ломовые лошади со всей Бельгии (а также из других мест) были реквизированы немецкими и союзными армиями. Они использовались для перевозки боеприпасов, артиллерии и припасов на линию фронта, что привело к значительному сокращению количества лошадей.

В 1917 году Генри Форд разработал Fordson, первый серийный трактор. В итоге естественная мощность лошади была заменена механической. Хотя они продолжали использоваться в лесном хозяйстве, особенно там, где узкие тропы на склонах были недоступны для ранних тракторов, но золотой век бельгийской ломовой породы внезапно подошел к концу. В настоящее время они все еще разводятся, но в основном для выставочных целей.


Интересное! Любому, кто интересуется лошадьми или просто увлечен прошлым, стоит посетить бельгийский музей конных лошадей в Воллезеле.

Происхождение породы

Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.

Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.

Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.

К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.

Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.

Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:

  • шайр;
  • клейдесдаль;
  • нидерландский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • советский тяжеловоз;
  • муракози.

Черты бельгийской тяжеловозной породы

Бельгийские теплокровные лошади славятся своим умом, а также известны тем, что они послушны, спокойны и готовы всегда угодить человеку. Эти трудолюбивые животные просты в обращении и дружелюбны к своим хозяевам и окружающим.


Данную породу до сих пор нередко используют для черновой работы, которая включает в себя тянущие коляски, сани и сцепки, лесозаготовки и вспашки. Тем не менее, верховая езда на бельгийских конях становится все более популярной.

Справка! Фламандская «Великая Лошадь» средневековой эпохи является предшественницей бельгийской тягловой породы.

Общее описание

В результате многолетней работы конезаводчиков получился конь с некрупной мордой и умными глазами. Представитель брабансонской тягловой породы отличается короткой и мускулистой шеей, крепкими ногами, могучим телом, копытами средней величины.

Это идеальная рабочая лошадка, обладающая миролюбивым и покладистым характером. Несмотря на хорошие физические параметры, по мнению многих заводчиков, в реальной жизни они выглядят достаточно компактно.


Брабансонский ломовой конь (бельгийская тяжеловозная порода) отличается скороспелостью, достигая возраста 2,5 года пригоден для умеренной работы. С 3-х лет брабансонские теплокровные кобылы уже годны для размножения.

Полезное! Big Jake — очень известный бельгийский тяжеловоз, который попал в книгу рекордов Гиннеса в 2013 году за то, что он является самым высоким конем в мире. Его рост достигает 210 см.

Самый крупный в мире тяжеловозный конь брабансонской породы — Бруклин Супреме (Brooklyn Supreme) достигает высоты 198 см и фактического веса 1451 кг!

Использование породы сегодня

Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.

Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.

Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях

В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.

Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.

Окрас коня

Наиболее распространенные расцветки бельгийского коня — чалый, черный, гнедой и каштановый, также может быть такой окрас как изысканный соловый с белым отливом, серовато-коричневый, красноватый чалый и серый. Иногда встречаются окрасы с черными пятнами.

Несмотря на различные цвета, которые возможны, бельгийскую тяжеловозную лошадь чаще всего можно легко узнать благодаря ее красивому цвету соррель, белому хвосту и гриве, четырем белым чулкам или носкам и белой маркировке на лице.

Экстерьер

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком

Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.

Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.

Требования к содержанию и уходу

Как со всеми другими породами лошадей, за Бельгийским конем необходимо ухаживать.

Из-за своего большого размера бельгийским тяжеловозам требуется больше корма и более просторные денники, чем для легких пород.

Особое внимание следует уделять копытам: проводить визуальный осмотр, очищать их и подрезать, чтобы обезопасить от всевозможных инфекций и травм.

Стандартных инструментов для груминга будет достаточно. Из-за большого размера животного Вам может понадобиться использование небольшой стремянки для ухода за гривой и спиной.

Не рекомендуется коротко стричь или удалять пышные волосы на ногах этих лошадей.

Интересное! У некоторых тягловых коней их хвостовая стрижка может быть достаточной короткой. Коневоды делают это для того, чтобы животное не запуталось в упряжке или при выполнении сельскохозяйственных работ.

Резиновая расческа с зубьями поможет легко справится с колтунами распущенных волос, а также удалит грязь и другие загрязнения с шерсти. Завершать причесывание и уход за лошадью следует уже жесткой щеткой, которая устранит остатки изъянов на теле Вашего любимца.


Также необходимо использовать различные кисти для очистки животного на чувствительных участках, таких как морда и ноги. После данных процедур можно переходить к сглаживанию щеткой гривы и хвоста. Специальным тримминг ножом для животных можно удалить излишки волос с шерсти, а кирка для копыт эффективно устранит мусор и камни вокруг подковы.

Регулярно ухаживайте за своим любимцем и он всегда будет радовать Вас!

История

История этой породы уходит в далекое прошлое времен Римской империи. Неудивительно, что за многие века она претерпевала значительные изменения.

Пик расцвета и востребованности приходился, конечно, на средние века, когда тяжелым рыцарям, закованным в десятки килограмм железа, требовались лошади богатырского телосложения.

После того как рыцарские времена закончились, а люди освоили дистанционные способы убийства себе подобных, применение огнестрельного оружия не устранило лошадей с поля боя. По-прежнему были востребованы кони, но только для легкой кавалерии. Появление пушек не сильно изменило судьбу тяжеловозов. Войне по-прежнему нужны были универсальные легкие лошади.

Так конь-тяжеловоз перешел на мирную службу. Сильные лошади сначала были востребованы на крестьянских работах. Потом, когда стали расти города, разворачивалось строительство дорог, развивалась промышленность, тяжеловозы опять тянули свой воз мирной жизни.

Эта востребованность и развитие науки перевели формирование породы на новый уровень. Начался этап целенаправленного селекционного отбора и сохранения чистой породной линии лошадей, являвшихся народной гордостью.

Ранее бельгийские тяжеловозы широко использовались в хозяйстве, но сейчас порода приобрела декоративный характер.

В 1885 году возникла организация под названием «Общество по улучшению бельгийской лошади». Главное назначение этого общества состояло в очищении породы от генетических ответвлений, сформировавшихся в разных регионах страны. За образец отбора была принята брабансонская порода. Через 6 лет после учреждения общества был принят единый студбук для всех лошадей страны. Через 9 лет студбук был закрыт, в результате чего была создана ситуация, при которой породистая линия формировалась только из потомков лошадей, когда-то включенных в студбук.

С тех пор, кроме ведения родословной и других действий по селекции данной породы, стали проводиться регулярные выставки Бельгийского тяжеловоза. Цель каждой выставки — отбор лучших представителей породы. Иными словами, выставки стали элементом общей работы по улучшению породных качеств тяжеловоза.

Тем не менее, порода была сохранена и даже развита. В настоящее время чистая породная линия Бельгийского тяжеловоза находится под охраной специалистов и государства, являясь своего рода достопримечательностью.

Лошади — тяжеловозы. Прошлое и настоящее

Большое значение для развития сельского хозяйства в свое время имели лошади тяжеловозы. Данная порода на сегодняшний день востребована мало, однако благодаря своим прекрасным характеристикам и внешнему виду она надолго закрепилась в сердцах любителей лошадей.

В мире насчитывается примерно 40 видов коней этой породы. Часть из них теперь можно встретить лишь в энциклопедиях или справочниках, так как их развитие было прекращено селекционерами в силу нерентабельности, оставшиеся же и по сей день вызывают восхищенные взгляды настоящих ценителей.

История возникновения

История возникновения это необычной породы восходит к Средним векам. В то время рыцари испытывали острую нехватку мощных лошадей, способных выдержать металлические доспехи и тяжелейшие снаряжения. Такая потребность в боевых конях, готовых вынести тяготы военных походов, предзнаменовала начало селекционных работ по выведению тяжеловозов.

Первые кони были невероятных размеров: рост – около 2 метров, вес – тонна. Однако такие характеристики непосредственно сказывались на рабочих способностях животного: оно с большими усилиями проходило даже короткие дистанции, не имело способности к прыжкам и быстрому бегу.

Спустя время человек по достоинству оценил блестящие характеристики данной породы. Дальнейшее выведение ориентировалось на создание лошадей, способных перевозить тяжелые грузы и отличающихся спокойным нравом и выносливостью.

Ученые многих стран занимались выведением тяжеловозов. Более подробно о процессе селекции этих животных Вы можете прочитать вот здесь. Однако в основе всех видов, выведенных в процессе селекционных работ, лежат брабансоны, шайры и паршероны.

В основе процесса селекции современных пород тяжеловозов участвовали следующие виды, обладающие превосходными рабочими качествами.

Бельгийская тяжелоупряжная

Порода считается самой часто встречающейся в Бельгии. В большей мере, чем другие породы, соответствует сегодняшним требованиям к рабочей лошади. Ее некоторые отличительные черты:

  • крепкое копыто,
  • сравнительно короткая спина,
  • плоский лоб,
  • сухость ног,
  • широкий круп,
  • скороспелость.

Яркий признак этих лошадей – укороченный хвост, который отрезают жеребенку в возрасте нескольких недель.

Арденская лошадь

Получила свое название благодаря гористой местности во Франции и Бельгии. После проведения археологических раскопок на данной территории было обнаружено, что там более двух тысячелетий назад водились лошади, подобные арденам.

Данная порода высоко ценилась Наполеоном Бонапартом: ее активность и выносливость стали обязательным аспектом во время военных действий.

Среди особенностей этой породы выделяют:

  • многофункциональность,
  • живость,
  • неприхотливость в уходе,
  • высокая работоспособность.

В современный период среди арденов существует два типа: малый и тяжелый.

Российские тяжеловозы

После революционных событий в нашей стране возникла потребность в тяжелоупряжных конях. В связи с чем селекционерами были разработаны следующие виды тяжеловозов: Советский, Русский и Владимирский.

Советская тяжелоупряжная

Порода официально утверждена в 1952 году. Это лошадь игреневой масти – прототип изображенных на полотнах знаменитых художников коней, принадлежащих русским богатырям. Основное преимущество этого вида – необыкновенная сила. Превосходно подходит для использования в сельском хозяйстве.

  • нетребовательность,
  • выносливость,
  • устойчивая психика.

Среди советских тяжеловозов выделяют 3 типа: облегченный, основной, утяжеленный.

Русская тяжелоупряжная

Самая распространенная порода тяжеловозов в России. Выведение этой породы началось еще в 19 веке, однако пик селекции пришелся на послереволюционный период. русская тяжелоупряжная получилась в результате скрещивания арденов и кобылы обыкновенной. Порода окончательно сформировалась в первой половине 50-х годов прошлого века.

Максимальный рост этих коней – 1,5 метра.

Основная область применения – перевозка массивных грузов. Легко переносит российский климат, характеризуется неприхотливостью и скороспелостью.

Владимирский тяжеловоз

Это тягловая выносливая лошадь. Порода возникла в 19 веке в результате скрещивания шайров и обычных рабочих кобыл.

Высота лошади – 1,6 метра.

Возможные масти: гнедая, рыжая, вороная.

  • активность,
  • густая грива,
  • плотное телосложение,
  • выносливость,
  • длинная голова.

Эта порода – гордость российских селекционеров.

Природная грация и превосходное сочетание рабочих характеристик делает лошадей тяжеловозов относительно популярными и по сей день.

Порода лошадей советский тяжеловоз — особенности содержания

Это животное характеризуется внушительными размерами, мощностью, небывалой выносливостью, «богатырской силой». Чем еще интересна эта порода и какие особенности домашнего содержания существуют, разберем подробнее.

История породы

Первое упоминание о лошадях тяжеловозных пород обнаружены более 230 лет назад в Западной Европе. Эти животные появились в результате селекции, прародителями которых стали местные породы (ардены, першероны) и бельгийские брабансоны.

Появившиеся в результате скрещивания кони характеризовались отличными рабочими качествами, но внешний вид оставлял желать лучшего.

Примерно в 1880 году селекционные работы над тяжеловозной породой начались в России, когда возникла острая необходимость в доступной тягловой силе.

Первые успешные экземпляры скрещивания были представлены спустя 10 лет после того, как начались селекционные работы в этом направлении. На выставке, которая состоялась во Франции, был представлен жеребец по кличке Каравай. Это была улучшенный представитель породы арден. Он который завоевал признание жюри и был отмечен высокой наградой.

Удачный дебют тяжеловозной породы лошади стал началом серьезной селекционной деятельности: работы теперь были направлены на создание более сильного, выносливого. мощного коня, который должен отличаться еще и приятной внешностью.

И новая порода с необходимыми качествами появилась на свет в 1937 году. Через 15 лет, в 1952 году, ее официально зарегистрировали под известным нам названием «советский тяжеловоз».

Описание

Особые эстерьерные качества и индивидуальный характер породы сформировались за многолетний селекционный период. Эти животные принадлежат к тяжеловозам невысокого роста, но, если сравнивать их с другими конями такого типа, данные лошади считаются наиболее крупными.

Масть Чаще всего животные бывают рыжие и бурые, редко встречаются гнедые и вороные экземляры
Туловище Крепкое, значительных размеров, удлиненное
Голова Средних размеров голова с большими ноздрями. Широкий лоб, плавно переходящий в мясистые щеки. На голове расположены маленькие стоячие ушки
Шея Красивая, с плавным изгибом, мощная, сильная
Грива и хвост Волосы чаще всего вьющиеся, объемные, пышные. Длина средняя, не достает до копыт
Спина Мускулистая, сильная, широкая, с небольшим прогибом в области поясницы
Круп Раздвоенный, немного вислый
Грудь Мощная, со стороны напоминает бочкообразную форму
Конечности Крепкие, умеренно покрытые шерстью, по сравнению с другими породами немного коротковаты

Советские тяжеловозы делятся на 2 подвида Мордовского и Починковского конезавода. Характерная отличительная черта первых — компактность, для вторых — немного удлиненное крепкое туловище. Остальные экстерьерные особенности практически не различимы.

Преимущества и недостатки

Как любые другие животные, интересующая нас порода лошадей имеет ряд положительных качеств и отрицательных моментов.

Плюсы тяжеловозной советской породы:

  • Быстро адаптируется к неблагоприятной внешней среде (комфортно чувствует себя как в умеренном климате, так и в жарком);
  • Животное обладает уравновешенным характером, спокойным нравом, вспышек агрессивности не зафиксировано;
  • Непривередлив к пище, не требователен к условиям содержания;
  • Конь имеет высокий уровень работоспособности, выносливости, грузоподъёмности;
  • В течение длительного периода жеребец — производитель (до 25 лет) сохраняет свою тягловую работоспособность, репродуктивный возраст кобылы принято считать до 22 лет;
  • Высокая скорость и интенсивность роста парнокопытных малышей — жеребят;
  • Высокие показатели продуктивности молока;
  • Коней можно использовать не только для перевозки тяжестей, это универсальная порода.

Значительных недостатков у породы выявить не получится. Однако, они все же встречаются:

  • Некоторые представители породы страдают косолапостью и саблистостью конечностей. Хотя, как утверждают специалисты, на рабочие качества лошади подобный дефект не влияет.

Несмотря на отсутствие серьезных недостатков, работы по скрещиванию и усовершенствованию породы не прекращаются и по сей день: в разработке появление представителей крупного вида: высотой в холке более 1,5 м.

Разведение

Как уже было отмечено в преимуществах породы, кобылы отличаются высоким показателем молочности. За время лактации они способны выработать более 3 тысяч литров молока. Кобылы достигают репродуктивного возраста с 3 лет, с этого периода их случают с жеребцами.

Силу они набирают к 2,5 годам, поэтому для работы становятся пригодны именно в этот срок. Жеребята набирают вес интенсивно: ежедневный прирост массы здорового жеребенка составляет 1,9-2 кг. Трудно представить, но полугодовалые малыши весят почти половину тонны.

Кормление

Меню советских тяжеловозов должно быть питательным, сытным, обогащенным витаминами и минералами. Отличительная характерная черта коней состоит в том, что они способны употреблять без ущерба для здоровья грубую пищу, «подножный»корм. Но с целью укрепления работоспособности и хорошего самочувствия рекомендовано добавлять в ежедневный рацион парнокопытного следующее:

  • зерно (овёс, ячмень) — до 5,5 кг;
  • витаминизированное концентрированное питание — 1,8 кг;
  • сухую траву — 6–7 кг;
  • сочные корма, зеленку — до 2,5 кг;
  • мелко истолченную солому — до 1 кг.

Кроме того, лошади необходимо давать свежие корнеплоды: свеклу, морковь. Лето в идеальным питанием является сочетание свежей пастбищной травы с концентратами. Обязательным продуктом в питании тяжеловозов является соль.

Однако, необходимо запомнить следующее: лошадей этой породы запрещено перекармливать, так как систематическое переедание способно привести к воспалительным процессам в копытах и обезноживанию. Это сводит к нулю работоспособность лошадей.

Содержание

Содержат советских тяжеловозных лошадей, как правило, в специально оборудованных помещениях — конюшнях. Требования к содержанию следующие:

  • Размер конюшни не должен быть менее 3,5х3,5 м, с высотой помещения не менее 3 метров.
  • Пол необходимо залить бетоном или цементом (плюс дополнительно установить на него деревянный щит толщиной 5 см);
  • Настил: для комфорта животного на пол настилают древесные опилки, солому, торф и другие сухие материалы;
  • Вентилирование: это исключительно важное обязательное условие для содержания животного. Особенно опасно присутствие сквозняков в помещении, где содержится лошадь, так как постоянное движение воздуха негативно влияет на общее самочувствие лошадей;
  • Свет: необходим в течение 16 часов, поэтому устанавливают дополнительные источники света.
  • Поилки и кормушки и другая посуда, из которой принимают пищу животные, должна быть изготовлена из экологически безопасных материалов. В качестве поилки можно использовать обычное ведро на 6-8 литров из пищевого пластика. Стационарные кормушки располагают на высоте до 80 см от пола, этот размер подходит по росту животного, ведро с водой ставится рядом, непосредственно на пол.

Лошади хорошо переносят зимние минусовые температуры умеренного климатического пояса и даже способны жить в неотапливаемых помещениях. Распространенная причина недомоганий — сквозняки, влажность воздуха выше 75% и длительное нахождение под ярким изнуряющим солнцем. Зной эта порода парнокопытных переносят плохо, поэтому в жаркое летнее время необходимо предусмотреть для них дополнительное купание и частое обливание водой.


Тяжеловозные породы лошадей

Скакуны

Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу. С другой стороны, в этом есть некоторая несправедливость, поскольку среди более чем трёхсот пород лошадей существует ряд т.н. «тяжеловозных», или тяжеловозов. Они не столь заметны, грациозны и ярки, как их легконогие собратья, но без них жизнь человека была бы во много раз тяжелее и сложнее.

Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.

Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы. Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей.

Типы лошадей:

  1. милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
  2. сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
  3. поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.

Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.

Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.

Першерон

Тяжеловоз-легенда

При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни. Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться. Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками. Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время.

Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси. Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

Названием же это слово стало лишь в XVIII столетии. Связано оно с местом выведения тяжелоупряжной лошади – долиной одноимённой реки, левого притока Дона, протекающего по территории современных Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. По дошедшим до нас описаниям, русский битюг, которого смело можно назвать пращуром всех российских тяжеловозов, выглядел так.

Описание:

  1. высота в холке до 178 см. После селекции с другими породами – в частности, с рысаками – рост битюга стал составлять 155-165 см.
  2. широкие грудь, крестец и спина.
  3. удлинённый круп.
  4. крепкое и длинное туловище.
  5. сухие, но крепкие ноги с развитыми щётками и плотными копытами.
  6. длинная грива.
  7. волнистый хвост.
  8. основные масти – гнедая и серая. Иногда встречались рыжая и пегая.

Характер

По характеру же, если верить отзывам, это была спокойная, трудолюбивая, добрая, лёгкая в обращении и покладистая лошадь. Битюгов использовали не только для перевозок, но и по примеру древнерусских богатырей для езды верхом. К сожалению, эта лошадь не была свободна от недостатков, к которым относились тонина конечностей и плохо развитый окорок. Некоторые эксперты также отмечают, что у битюга была слаборазвитая как для настоящей тяжеловозной породы спина.

Битюгов выращивали на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская губерния). Одно время они были столь распространены, что их можно было встретить и в деревне, и в городе, где их называли «ломовая лошадь». Однако к концу XIX столетия они начали исчезать. Одной из главных причин стала распашка степей и связанное с нею сокращение травяной базы, из-за чего владельцы битюгов вынуждены были кормить их неподходящим для нормального полноценного содержания кормом. Кроме того, их кровь разбавлялась и поглощалась при селекции с породами западноевропейского происхождения. В наше время, как мы уже упоминали, от породы осталось лишь нарицательное слово. Правда, некоторые историки и исследователи предполагают, что перед исчезновением битюгов с их помощью сумели вывести новую породу – воронежскую упряжную. Действительно, в её облике есть что-то от полулегендарного битюга.

Битюгов

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.

По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».

На сегодняшний день существует три её типа:

  1. массивный (самый крупный).
  2. уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
  3. новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).

Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:

  1. рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
  2. мускулистое тело.
  3. густогривость и оброслые ножные щётки.
  4. голова средних размеров с прямым профилем.
  5. короткая и широкая шея.
  6. длинная и мягкая спина.

Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:

  1. скороспелостью. Уже в полтора года жеребёнок может весить свыше 400 кг. Полное созревание лошади происходит к трёхлетнему возрасту.
  2. энергичностью и подвижностью.
  3. покладистым нравом.
  4. замечательной работоспособностью и тягловыми качествами. Известно, что русский тяжеловоз может перевозить грузы весом свыше 20 тонн. По отношению к весу своего тела это – наибольший вес. Который способна тянуть тяжелоупряжная лошадь, выведенная в СССР.
  5. нетребовательностью к содержанию, при котором ни одно из ценных качеств лошади не пропадает и не умаляется.
  6. холодоустойчивостью.
  7. способностью работать на неровной пересечённой местности.
  8. высокой молочностью и жирным молоком, из которого в ряде регионов делается кумыс. Рекордсменка по количеству молока – кобыла по кличке Лукошка (4870 литров за 305 дней лактации).

Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.

1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.

Русский тяжеловоз

Советский тяжеловоз

Его основой стали помеси битюгов с арденами и першеронами. И их потомки с английскими суффолками и завезёнными ещё в XIX веке из Бельгии знаменитыми рабочими лошадьми породы брабансон. Как и в случае с арденами, поначалу в новой породе возобладали качества суффолков. Однако под влиянием последующей работы экстерьер и характеристики новой породы значительно улучшились. Главную роль в её создании сыграли бельгийские жеребцы Боже (родился в 1919 году), Эндижен де Лаваль (1923 г.р.), Клерон Реми (1910) и Полэн де Вер (1921). До сих пор в советских тяжеловозах в той или иной степени присутствует кровь этих жеребцов и их потомков. А линия Боже является лидирующей. Однако по сравнению с брабансонами будущие советские тяжеловозы были мельче, суше, подвижнее и гармоничнее. Что же касается влияния суффолков, то, к сожалению, кличек жеребцов, которые бы сыграли похожую по своему значению роль, история не сохранила.

В 30-х годах ХХ века появились первые жеребята с устойчивыми породными генетическими признаками. И началось постепенное удаление брабансонов и других пород из племенного производства. Закончившееся к началу 50-х годов.

Советский тяжеловоз легко узнаваем по следующим особенностям:

  1. рост – 160-170 см., вес – от 700 кг. до одной тонны.
  2. голова средней величины.
  3. среднедлинная обмускуленная шея.
  4. низкая холка.
  5. широкая, ровная, иногда мягкая спина и очень широкий, раздвоенный и свислый круп.
  6. широкая грудина с округлыми рёбрами.
  7. немного суховатые, но крепкие ноги средней длины.
  8. умеренная гривастость и оброслость хвоста и ножных щёток.
  9. крепкая конституция, однако у некоторых представителей могут встречаться рыхлость и серость – остаточное наследие брабансонов.
  10. главенствующая породная масть – рыжая и рыже-чалая, иногда – гнедая и гнедо-чалая.

Породе также присущи следующие особенности:

  1. скороспелость. К полугоду жеребята весят 365 кг., а к году – 525-540.
  2. неприхотливость в содержании и способность поедать дешевые корма без последствий для своего здоровья.
  3. замечательные рабочие качества. Советскому тяжеловозу принадлежит своеобразный рекорд по грузоподъёмности, установленный жеребцом Форсом в 1957 году на соревнованиях в Тамбове, который провез груз весом почти в 23 тонны (22991 кг.) на расстояние 35 метров.
  4. высокая молочность. Рекордсменкой породы считается кобыла Рябина, от которой за 338 дней лактации было получено 6173 литра молока.
  5. спокойный темперамент.

В начале XXI столетия спрос на породу внутри России стал падать. И несмотря на то, что до сих пор советский тяжеловоз участвует в соревнованиях, занимает призовые места и пользуется огромной популярностью за рубежом как улучшатель аборигенных лошадей, Починковский завод в 2009 году был объявлен банкротом. В 2015 году подобная судьба постигла АПК «Перевозский» (Нижегородская область), также занимавшийся разведением советского тяжеловоза. Над видом нависла угроза полного исчезновения: от некогда распространённой многочисленной породы осталось лишь несколько десятков лошадей, среди которых – чемпион Раскат. Однако немногочисленные работники заводов всё ещё надеются на чудо и пытаются в тяжёлых условиях сохранить то, что есть…

Советский тяжеловоз

Масть тяжеловоза

По преимуществу гнедая, хотя встречаются также вороные и рыжие представители этой породы. Из черт характера следует отметить свойственные всем тяжеловозам дружелюбие, спокойствие, покладистость и уравновешенность.

Владимирский тяжеловоз отличается необычайной для тяжеловозных пород резвостью и способен. Несмотря на свою массивность, пробежать без груза расстояние в 1600 метров за 3 минуты. Этой породе принадлежит рекорд пробега двухкилометровой дистанции с грузом в полторы тонны за 5 минут. А по соотношению «вес – скорость движения – выносливость» она превосходит даже советских тяжеловозов.

Сегодня порода также переживает не самые лучшие времена (по данным ВНИИ коневодства, на 2015 год на заводах было сосредоточено всего лишь 113 маток и 20 производителей). Однако как лошадь для активного отдыха владимирский тяжеловоз незаменим для многих ценителей. Популярны и соревнования (знатокам хорошо известны имена неоднократных победителей-владимирцев Газолина и Легендарного). И участие в праздниках в качестве прогулочной лошади. Поэтому хоть и нельзя говорить о возрождении и полноценном развитии породы. Но и от упадочного состояния она пока ещё далека.

Владимирский тяжеловоз

Заключение

Каждая лошадь – это часть красоты. Не являются исключением и тяжеловозные породы лошадей. Грустно осознавать, что с развитием человечества места для такой красоты остаётся в его жизни всё меньше и меньше. Слава Богу, существуют ещё энтузиасты. Поклонники тех или иных пород, благодаря которым, в частности, ещё не исчез советский тяжеловоз. Но надолго ли их хватит? С другой стороны, многие заграничные породы лошадей переживали в своей истории не лучшие времена. И часто стояли на грани исчезновения, однако выжили. И сейчас развиваются на радость поклонникам конного мира. Возможно, что подобное будущее ждёт и русские тяжеловозные породы. По крайней мере, нам искренне хочется в это верить.

В заключение же мы предлагаем вам посмотреть вот это видео. На котором герои нашего материала предстанут перед вами во всей своей красе.

Жеребец тяжеловоз: нюансы тяжелоупряжных пород


Потребность в таких лошадях возникла в Средние Века – во времена рыцарей. Обычная лошадь не могла везти на себе рыцаря со всей его амуницией и оружием. А уж бежать галопом тем более. Так появились лошади тяжеловозы.

В то время такие лошади назывались «дестриэ», что в переводе с латинского означает «правосторонний». Вес такой лошади мог достигать тонны, а иногда и более, а рост – 2 м. Имея такой большой вес, эти лошади не могли преодолевать препятствия, не говоря уже о том, что бы долго скакать галопом. Они быстро утомлялись, и им требовалось больше времени для восстановления сил, чем обычной лошади.

От средневековых «дистриэ» произошли следующие породы современных лошадей тяжеловесов:

  • Першерон (французская лошадь тяжеловес);
  • Брабансон (бельгийская лошадь);
  • Шайр (английский тяжеловес);

Кроме этих пород тяжеловозов, есть и породы, которые вывели советские и российские учёные:

  • Русский;
  • Советский;
  • И владимирский тяжеловозы.

История лошадей-тяжеловесов

Свою историю лошади-тяжеловозы начали ещё в Средние века. Тогда кони были единственным средством передвижения, поэтому активно использовались средневековыми рыцарями. Обычным лошадям было очень тяжело перевозить таких воинов, одетых в железные латы и с громоздкими щитами и мечами в руках. Поэтому и созрела очевидная необходимость в создании пород лошадей, способных не только перевозить массивные грузы, но и преодолевать множество препятствий, передвигаясь галопом.

По описаниям средневековых летописцев, лошади вырастали до двух метров и имели массу до одной тонны, и, естественно, не могли быстро передвигаться и прыгать.

Галерея: грузовые тяжеловозные лошади (25 фото)

Экстерьер породы

Тяжеловозы практически не используются ни в одной дисциплине конного спорта, так как из-за коренастой конституции тела они не наделены от природы гибкостью и легкими движениями. Однако существует множество характеристик, которые привлекают понимающих и любящих лошадей людей:

  • Плавный аллюр. Не стоит добиваться от этой лошади выполнения элементов выездки, высоких прыжков и быстрого движения. Да и «карьер» у тяжеловесов практически невозможен из-за толщины ног и массы тела. Однако поступь шаг—рысь—галоп очень удобна для любого наездника. Даже несмотря на то, что грузовая лошадь крупная и высокая, ездить на ней очень комфортно. При движении их тело не поднимается высоко, поэтому тряска в седле не ощущается.
  • Габариты. Как и многие другие породы, тяжеловоз имеет своих родоначальников. Предки современных лошадей в Средние века считались в первую очередь рыцарскими конями, и лишь затем — фермерскими тяжелоупряжными. Рост такой лошади достигал 170—200 см, а вес почти 900 кг. Но, несмотря на такую большую силу, выносливости тягловому коню не хватало.
  • Пообщавшись немного с тяжеловесом, многих покоряет их миролюбие, спокойствие и очарование. Представители этой породы покладистые и добродушные. Они прекрасно ладят как со взрослыми людьми, так и с детьми, всегда дружелюбны с другими животными. Многие заводчики отмечают, что, невзирая на существенную разницу в размерах, среди этих животных совсем немного бунтарей и агрессоров в общении с человеком.
  • При проведении племенной работы первостепенной задачей является улучшение их генетики, что позволяет потомкам приобретать такие качества, как высокая приспособляемость к различным климатическим условиям, большая грузоподъёмность и неприхотливость в рационе и уходе.

Зарубежные породы тяжеловесов

Порода лошадей тяжеловозов пользуется огромной популярностью во многих мировых странах. В настоящее время многие коннозаводческие хозяйства Европы и США могут похвастаться уникальными породами тяжеловозов:

  1. Ардены. Сформировалась эта порода на пересечении границ Бельгии и Франции в лесистой горной местности. Изначально эти животные были среднего по размеру, но крепкого телосложения. Неприхотливость и выносливость обуславливала их широкое применение для выполнения многих видов работ в горной местности. К основным положительным характеристикам породы можно отнести их подвижность, скороспелость и универсальность.
  2. Брабансоны. Эта порода крупных лошадей родом из Бельгии. Удивительно то, что произошла эта массивная порода от маленькой лошадки ростом 138 см ещё во времена Юлия Цезаря. Современные брабансоны обладают идеальной гармоничностью и пропорциональностью телосложения с хорошо развитыми мышцами. Животные нетребовательны в кормлении и уходе, при этом являются скороспелой породой. Вес бельгийской тяжелоупряжной лошади достигает до 1100 кг, а высота в холке — 172 см. Лёгкая акклиматизация, простота в уходе и содержании — положительные качества этого тяжеловоза.
  3. Шайры. Эта самая крупная лошадь получила широкое распространение на просторах Англии. В силу ряда обстоятельств и причин местные лошадки усовершенствовались, окрепли и стали представителями столь известной породы. Скрещивание лошади с фламандскими и голландскими жеребцами позволило приобрести ей презентабельные пышные фризы, которые покрывают конечности особи до самой земли. Представители этой породы могут весить до 1200 кг, при росте в холке — 178 см.
  4. Суффолки. Это одна из древних пород тяжеловозов Англии. Разводят её в частном порядке на землях графства Суффолк. Поголовье этой породы малочисленно. Особенностью можно назвать сухую конституцию тела с небольшой волосатостью. При сравнительно небольшой массе тела для этой породы (900 кг) и росте до 170 см обладает отличными, универсальными рабочими характеристиками.
  5. Клейдесдали. Эта порода выводилась в южной части Шотландии путём скрещивания с крупным шайром и голландскими и фламандскими породами. В результате была выведена лошадь, которая обладает высокими показателями работоспособности и довольно крупными размерами. Рост — 172 см, вес — 1 тонна.
  6. Першероны. Тяжелоупряжные першероны выводились во Франции путём скрещивания с легендарными арабскими скакунами. Благодаря такой селекционной деятельности современные жеребцы могут похвастаться красивыми живыми глазами на голове, длинной шеей, раздвоенным крупом удлинённой формы и суховатыми крепкими конечностями. Прославилась эта порода своей уникальной выносливостью и подвижностью, гармоничным экстерьером и красотой, нескончаемой силой и энергией. Рост лошади достигает 172 см.
  7. Австралийский тяжеловоз. Ранее в Австралии не было рабочих чистопородных лошадей. Во время колонизации были привезены на этот континент первые тяжеловозы, которые и стали называться предками австралийской тяжёлой породы, унаследовав способность работать при любых условиях. Высота в холке этой лошади достигала 150 см.

О зарождении марварской породы

Это лошадка редчайшей Индийской породы из района Марвар. Бывает, что скакунов называют Малани, либо Марвари. Главным характерным признаком породы считают экзотическую форму ушек, что можно наблюдать на всех фотографиях животных. Выносливость животных удивляет и имеет схожесть с породой Катхиявари.

Первооткрывателями породы стали руководители района Марвар — Ратхоры. Именно Ратхоры избирали для выведения лишь животных, наделенных чистой кровью и выносливостью. Свое начало процесс берет еще в XII веке.

Индийские представители считались наилучшими кавалерийскими скакунами в Индии, а их преданность и отвага не раз проявлялись в сражениях. Ввиду жестоких методов управления, численный состав животных был в значительной мере снижен в тридцатые годы двадцатого века.

На сегодня положение заметно улучшилось, только завладеть лошадью Марвари под силу далеко не каждому. Это сделать не позволяет запрет на их экспорт из родной страны, который длился в течение нескольких веков. Даже, получив добро на экспорт, Марвари перевозятся в ограниченном количестве.

На экстерьер вида и ее выносливость влияют следующие факторы:

  • Смешивание индийских представителей с арабскими скакунами. Первых отличала выносливость, при скудной конфигурации. Вторые повлияли на неповторимый экстерьер, который не имел значения для зимостойкости.
  • Участие северного монгольского вида породы.

Экстерьер марварских скакунов

Марварская лошадь наделена необычайно стойким нравом и интуицией. В давнее время каждый наездник грезил владеть таким верным другом, как Марварский скакун, постоянно приходил в родную местность, как бы далеко ни находился. Также обладал чутьем на малейший намек на близость опасности, никогда и ни при каких обстоятельствах не оставлял своего хозяина, как бы с ним ни распорядилась судьба.

Отечественные тяжеловозы

К широко распространённым и известным, выведенным в России (ранее в Советском Союзе), относят породы русских, советских и владимирских тяжеловозов. Все они выводились путём проведения селекционных работ на основе тяжеловозов из Европы. Российские зоотехники основной упор сделали на выведение породы, которая стала максимально приспособленной к местным условиям, выносливой, неприхотливой и обладающей тягловой силой.

Большое внимание было уделено созданию доброго нрава у животного, ведь человеку очень трудно справиться с такой крупной лошадью с упрямым и непослушным характером. Для этих целей недоверчивых и злобных жеребят не допускали к племенному использованию и сразу отбраковывали.

Битюг

Это одна из древних русских тяжеловозных лошадей, однако порода не дожила до наших дней. В те времена она использовалась крестьянами на частном подворье и в сельском хозяйстве как тягач. По сравнению с другими породами битюги были не очень высокого роста (160 см), но могли возить большого веса грузы.

Потомками их являются русские тяжеловозы, именно в экстерьере этой породы просматриваются черты битюга.

Владимирский тяжеловоз

Началом существования этого вида считается 1935 год. Родоначальниками были лошади тяжелоупряжных европейских тяжеловозов. Представители породы имеют хорошие показатели силовых качеств. Они неприхотливы в содержании и уходе. Кони в меру массивны, при этом движения их пластичны.

Описание:

  • Рост до 165 см.
  • Масть — гнедая, иногда рыжая или вороная. Могут иметь отметины на голове и ногах.
  • Вес кобыл — 600 кг, жеребцов — 760 кг.
  • Параметры экстерьера: крупная голова; высоко поставленная, мускулистая и длинная шея; круп широкий и длинный, раздвоенный; ноги сухие, длинные.

Отличительная черта владимирского тяжеловоза — его широкий, с высоким выносом шаг. Прекрасно смотрятся эти лошади в составе повозки-тройки.

Советский тяжеловоз

Эта порода получилась скрещиванием местных лошадей упряжного типа с бельгийскими брабансонами. Имеют спокойный характер. Неприхотливость в уходе и содержании является положительным качеством лошадей.

Краткая характеристика:

  • Масть — рыже-чалая, рыжая, иногда — гнедая или гнедо-чалая.
  • Вес жеребцов — 800 кг, кобыл — 650 кг.
  • Рост до 170 см.
  • Экстерьер: среднего размера голова; средней длины мускулистая шея; холка широкая и низкая; спина широкая, может немного провисать; круп раздвоенный; ноги сухие, крепкие, средней длины.

Испытание

Современные представители тяжелоупряжных лошадей сохранили почти все характеристики своих предков. В настоящее время цель их использования нисколько не изменилась, как и несколько веков назад, основное применение — перевозка тяжёлых грузов.

Верным решением для испытания силовых качеств тяжеловозов стала организация различных соревнований, которые приобрели особую популярность ещё во времена Советского Союза. Идея таких турниров была принята и за рубежом.

Сначала на таких мероприятиях проверялись и сравнивались силовые качества, скорость и выносливость при тяге различных грузов. Со временем были добавлены новые конкурсы по экстерьеру и поведению лошадей при взаимодействии с человеком.

Соревнования лошадей

Тяжеловозы проходят испытания в особых соревнованиях. При Советском Союзе, а позже и в РФ, по специальной схеме соревнований была выявлена самая работоспособная лошадь.

Схема выделила три самостоятельных вида:

  • Первая задача – преодолеть промежуток в два километра рысью с утяжелителем массой в полторы тонны. При этом сила тяги равна 50 кг.
  • Вторая задача – пройти тот же промежуток в два километра, но теперь шагом с утяжелителем в четыре с половиной тонны. В этом случае сила тяги равна 150 кг.
  • И последняя задача лошади – утянуть девять тонн на тот промежуток, какой она в силах преодолеть. Сила тяги в этом случае достигает 300 кг.

За очередную выполненную задачу участникам засчитываются баллы ( учитывая время). Выигрывает особь, которая набрала максимальное число баллов. Любопытно наблюдать за любыми конноспортивными турнирами, а тем более с участием тяжеловозов. Соревнования для лошадей являются большим стрессом, учитывая напряженную атмосферу и предстартовую суету.

Разведение и использование

Для разведения этих гигантских коней не требуется строить шикарные «королевские конюшни», они неприхотливы в содержании и непривередливы в еде.

Использование лучших представителей, которые хорошо показывают свои тяговые качества на испытаниях, достигает положительного результата в селекции. Широко применяется и метод отбраковки полукровок, чтобы сохранить наилучшие показатели той или иной породы при проведении скрещивания.

Конечно, многие фермеры сейчас предпочитают использовать при проведении полевых работ сельскохозяйственную технику. Но, сколько бы скептики ни пророчили, полностью исключить помощь тяжеловозов пока не удаётся, особенно в частном подворье и на животноводческих фермах.

Каждая порода тяжеловозов по-своему уникальна и неповторима. К сожалению, становится этих гигантских помощников всё меньше. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед селекционерами, становится сохранение генофонда. Хотя и работы по улучшению существующих пород не прекращаются во многих странах мира.

Содержание и откорм жеребцов производителей

Одним из важных условий для более полного применения коней производителей выделяют грамотную работу по их откорму и содержанию. Согласно статистике, оплодотворяемость кобыл выше и высокого качества получается тогда, когда самец пребывает в хорошем состоянии и в расцвете сил. И продолжительность жизни потомства, в таком случае, гораздо выше. Кроме того, зависит она также от возрастного показателя и особенных характеристик жеребца, от режима его вскармливания, содержания и использования.

Работы по откорму и содержанию коня-производителя в случный и неслучный сроки и в период подготовки его к случке имеют определенные нюансы.

Случка, по обыкновению, происходит с середины февраля до августа, колеблется от условий и климата природы.

Породы лошадей тяжеловозов: особенности и описание видов

Тяжеловозы – группа самых крупных лошадей, отличающихся силой и выносливостью. Их издавна использовали для тяжелой работы в сельском хозяйстве и перевозки грузов.

В настоящее время кони незаменимы в сельскохозяйственных районах, где механизация затруднена.

  1. Виды тяжеловозов и их описание
  2. Российские породы
  3. Советский
  4. Владимирский
  5. Русский
  6. Зарубежные породы
  7. Австралийский
  8. Бельгийский брабансон
  9. Ирландский
  10. Французский першерон
  11. Английский суффолк
  12. Шотландский клайдсдейл
  13. Английский шайр
  14. Особенности тяжеловозов
  15. Правила ухода и кормления
  16. Особенности разведения
  17. Заключение

Виды тяжеловозов и их описание

Существует несколько разновидностей отечественных и зарубежных пород.

Российские породы

На сегодняшний день известны 3 породы российских коней:

  • советский;
  • русский;
  • владимирский.

В XVIII веке была выведена порода битюг, которая в начале XX века совсем исчезла.

Советский

Эта порода сформировалась путем селекции жеребцов из Бельгии (брабансонов) с российскими лошадьми тяжелых пород. Выведением занимались на Украине. Кони по высоте меньше брабансонов. Спина – не самая крепкая их часть, и даже суставы при скачках являются проблемными.

Габариты:

  • рост в холке – 150-160 см;
  • вес – 700-1000 кг;
  • обхват груди – 180-200 см.

Окрас бывает рыжий, гнедой, чалый.

Владимирский

Конь был выведен во Владимирской области. Это самая крупная порода среди российских. Основные жеребцы-производители родом из Англии. Их скрещивали с кобылами, обладающими тяжеловесными качествами.

Лошадь наделена большой головой, широкой, но слабой спиной, слегка спущенным крупом, длинным хвостом. У владимирских коней гнедая масть.

Параметры:

  • рост в холке – 165 см;
  • вес – 800-900 кг;
  • обхват груди – 200 см.

Русский

Порода сформировалась путем скрещивания тяжелых лошадей бельгийского происхождения (арденов) с русскими породами упряжных лошадей. Это животные небольшого роста с короткими, но сильными ногами, мускулистые.

Для породы характерны отменные тягловые качества, они способны передвигать груз значительно большего веса, чем их собственный. Кони хорошо переносят холод, неприхотливы. Особенность характера – покорность. Окрас допустим рыжий и чалый.

Параметры:

  • высота — 145-150 см;
  • вес — 600-800 кг.

Зарубежные породы

Зарубежных пород насчитывается в мире около 40.

Лучшими из используемых и разводимых до сих пор фермерами считаются следующие:

  • австралийский;
  • бельгийский брабансон;
  • ирландский;
  • французский першерон;
  • английский суффолк;
  • шотландский клайдсдейл;
  • английский шайр.

Австралийский

Это основная порода, используемая фермерами Австралии для сельскохозяйственных целей (вспашки полей, транспортировки тяжестей). Порода участвует в конкурсах, где демонстрируется ее мощь и красота.

Отличительные особенности: мускулистое тело, короткие ноги с длинными волосами. Животные имеют разные характеристики длины, веса, роста на каждой ферме.

Важно! Австралиец не может жить в суровых климатических условиях.

Характеристики:

  • вес – 700-1000 кг;
  • рост – 170-200 см.

Бельгийский брабансон

Конь получил название от бельгийского района Брабансон и отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к тяжеловозам. Брабансоны начинали работать с 2 лет, в отличие от других тяжеловесов, которые «созревают» к 3 годам.

Параметры бельгийца:

  • высота – 160 см;
  • длина тела – 175 см;
  • окружность груди – 217 см.

Это долгоживущие лошади. Как правило, из 22 лет жизни в течение 20 они используются на тяжелых работах. Другие плюсы животных – неприхотливость в еде и уходе, высокая плодовитость.

Интересно! Каждый год более 25 тыс. лошадей этой породы вывозятся в различные страны мира.

Ирландский

Эти лошади – универсалы. Они могут и работать, и участвовать в скачках. Кони хорошо двигаются по любой местности, неприхотливы в еде и редко болеют.

Цвета масти: серый, красный, черный. Они не массивны, но физически сильны. Рост коня составляет от 150 до 160 см.

Французский першерон

Эта французская порода выведена, как считается, в XIX веке. Но знатоки утверждают, что она использовалась гораздо раньше в рыцарских походах в конных упряжках. Название произошло от области Перше (так называются горы во Франции).

Першерон грациозен, подвижен и мускулист. Лошади при больших нагрузках могут работать продолжительное время. Они не восприимчивы к большинству болезней и прекрасно себя чувствуют в различном климате.

Параметры:

  • высота – 160 см;
  • длина – 168 см;
  • окружность груди – 200 см.

Возможен серый или вороной окрас.

Английский суффолк

Суффолк выведен при селекции местных пород. Глинистые почвы Англии в далеком прошлом обрабатывались этой породой. Это покорное, но ловкое животное.

Представители породы наделены мощной шеей и туловищем с сильной задней частью. Окрас суффолка – это оттенки коричневого цвета. Лошади дружелюбны, живут долго.

Характеристики:

  • вес – 800-1000 кг;
  • рост – 700-1000 см.

Шотландский клайдсдейл

Клайдсдейл – шотландский тяжеловоз. Шотландец грациозен, силен и подвижен. Это настоящий «работяга».

Габариты:

  • высота – 170 см;
  • длина – 175 см;
  • окружность груди – 200 см.

Английский шайр

Породы взяла свое название от английского графства. Высокий рост отличает ее от других разновидностей. Телосложение пропорциональное, конечности мускулистые, нижняя часть имеет длинный волос.

Шайр – одна из самых тяжелых пород лошадей, ее вес доходит до тонны (у некоторых особей до 1,5 тонн). Это сильное и послушное животное. Шайры способны буксировать сельхозтехнику благодаря своей колоссальной мощи и габаритам. Окрас лошадей встречается серый и чалый.

Характеристики:

  • рост – 173-185 см;
  • масса – 900-1200 кг;
  • обхват груди – 215-255 см.

Особенности тяжеловозов

Лошади-тяжеловозы обладают рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества:

  • крепкие, мощные и красивые животные;
  • не требовательны к питанию;
  • легко адаптируются к окружающей среде;
  • послушные и умные, их легко приручить;
  • добродушный нрав;
  • быстрая обучаемость.

Недостатки:

  • не используются в спортивных соревнованиях;
  • имеют сердце такого же размера, как и обычная лошадь, поэтому не переносят сильных кардионагрузок;
  • у некоторых пород из-за огромного веса слабые суставы ног;
  • проблемы с вынашиванием жеребят.

Правила ухода и кормления

Тяжеловозы хоть и считаются неприхотливыми, но нуждаются в особых условиях содержания.

Для ухода необходимы:

  1. Просторная конюшня с вентиляцией, окнами, бетонным или деревянным полом. Помещение должно быть чистым и сухим. Необходимо ежедневно производить санитарную обработку денника (убирать навоз и использовать чистую подстилку).
  2. Гигиеническая обработка лошади включает в себя чистку шерсти и копыт, уход за зубами, чистку и расчесывание гривы.
  3. Прогулки. Подойдет специально огороженная территория без ядовитых растений.
  4. Купание производится в теплом помещении зимой, в летний период подойдет водоем или мытье из водопровода.
  5. Правильное кормление. В сутки лошадь съедает 20 кг сена или травы, 2 кг отрубей, 9-10 кг зерна, 4-6 кг витаминизированных кормов (морковь или яблоки).

Особенности разведения

Тяжеловозов разводят в основном для сельскохозяйственных работ и на мясо. Во многих странах (например, Италии, Австрии, США, Аргентине) государство поощряет фермеров за развитие животноводства.

Также животных разводят для участия в конкурсах и ярмарках, где особи оцениваются по сложению и красоте.

Заключение

Разведение тяжеловозов требует больших усилий, заботы, опыта и преданности. Чтобы получить здорового жеребенка, нужно выбирать здоровых родителей. Успех породы зависит от заводчиков, которые должны внести свой вклад в производство качественных животных.