Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.

Сфера использования телеги

Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

Подводы применяют в разных областях:

  • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
  • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
  • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
  • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
  • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.

Виды конных повозок

Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.

По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

Тележка

Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.

Дроги

Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.

Полок

Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

Экипаж

Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.

Кареты

Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.

Коляски

Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.

Тарантасы

Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.

Брички

Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.

Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.

Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.

Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.

Дальше приступают к изготовлению рамы:

  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.

Как правильно запрячь коня в телегу

Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.

Сначала идет подготовка:

  1. Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
  2. Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.

При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:

  1. Регулируют гужи.
  2. Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
  3. Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
  4. Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
  5. Дальше идет подпруга.
  6. Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
  7. Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
  8. Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
  9. Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
  10. Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
  11. Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
  12. Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
  13. Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
  14. Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.

Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.

Кони-пони: особенности содержания и ухода

Среди всего разнообразия домашних лошадей выделяются и совершенно очаровательные кони — пони, которых еще называют маленькими лошадками. Они отличаются миниатюрностью и компактностью, и способны вызывать у всех прохожих умиление и желание погладить животное. Пони являются довольно распространенными животными во многих хозяйствах, на фермах и особенно там, где есть дети. Но их содержание сильно отличается от содержания больших лошадей. Поговорим об этом подробнее.

История возникновения пони

Отличить пони от обычной лошади нетрудно – достаточно посмотреть на ее рост. Пони не вырастают больше 150 сантиметров, а для некоторых и 1,2 метра уже является пределом. Именно из-за своего роста они и получили такое название, так как в переводе с английского «ponaidh» означает «маленькая лошадь». Но несмотря на небольшие размеры, ухода такие лошади требуют ничуть не меньше, чем настоящие скакуны, а потому заводить их нужно только осознанно и с большой ответственностью.

Все лошади, включая пони и обычных, возникли от одного и того же предка Equus ferus caballus. Считается, что именно во Франции впервые были обнаружены те пони, которые так распространены сейчас во всем мире. Сейчас там организован небольшой заповедник под названием Камарг, в котором проживают дикие пони.

У обычных лошадей и пони одни предки

Некоторые исследователи считают родиной пони Скандинавию и западные европейские острова. На этой земле, на которой преобладает каменистая почва, пони сильно изменились в своих размерах и стали намного меньше, так как в основном растительности там мало и животным нечего есть. Помимо этого есть и еще множество особенностей, которые заставили лошадок привыкнуть к тому климату — сюда можно отнести плохую погоду, морозы.

Характеристики пони

Маленькие пони совершенно отличаются от лошадей не только внешне, но и поведенческими характеристиками — они спокойны, терпеливы, послушны. Это объясняется в основном тем, что покупают этих лошадок для детей, поэтому специалистами закреплялись нужные черты характера. Относительно ухода они требует немного меньше внимания, чем высокорослые особи.

Внешность пони сильно отличается от высокорослых коней не только размерами, но несмотря на это, они не уступают рысакам по красоте и благородству. Телосложение у пони спортивное, крепкое, хоть и маленькое. К такому результату привел их обычный образ жизни и условия обитания. Маленькому созданию требуется гораздо меньше еды, чем высокорослым лошадям, чтобы поддерживать свое здоровье и способность к существованию.

Многие пони до старости выглядят, как жеребята

Также маленький рост лошадкам помогает защититься от сильных холодных ветров, к тому же, маленьким пони проще дотягиваться до травы на пастбищах. Ноги у этих лошадок мускулистые, сильные, с довольно жесткими копытами, благодаря чему они способны откапывать в земле корешки, которые можно использовать для еды.

От низких температур их защищает плотная шерсть с теплым пухом. Также у пони имеется длинная грива, которая спускается на глаза, напоминая своеобразную челку – она защищает глаза животных от насекомых и пыли.

Детеныши пони имеют очень маленький рост

Вес пони может достигать от ста до двухсот килограммов. Рост же у пони зависит от их происхождения и среды обитания. Так, например, у российских лошадок рост составляет не более 115 сантиметров, у немецких – 122 сантиметров, великобританских – почти 150 сантиметров. Существует классификация роста лошадок, результаты которой мы укажем ниже.

Таблица №1. Классификация роста у пони

Название типа Тип «А» Тип «B» Тип «C» Тип «D» Тип «E»
Соответствующий рост 108-116 см 117-129 см 130-138 см 139-148 см 149-158 см

Породы пони

В природе разновидностей пони не так много – всего около двадцати. В России распространенными считаются половина от имеющихся. В большинстве своем их разводят на специальных фермах или конных заводах.

Таблица №2. Популярные породы мини-лошадок

Сейчас уэльские мини-лошадки способны вырастать до 125-149 сантиметров. Наиболее высоких особей берут для езды верхом или в упряжки;

У уэльских лошадок довольно объемное туловище, сильные ноги, маленькие ушки и глаза ярких цветов. Цвет шерсти может быть абсолютно любым, но в основном это однотонные цвета – рыжий, гнедой.

Перевозка лошадей на машине, поезде, самолете или корабле

Правильная перевозка лошадей

Перевозка лошадей разрешается при наличии ветеринарного свидетельства и производится при соблюдении условий, предусмотренных Законом о ветеринарии и Ветеринарным уставом.

Разрешается транспортировка только здоровых лошадей из районов, где не было заразных болезней, из хозяйств, в которых делались предохранительные прививки и проводились исследования на сап, случную болезнь, инфекционную анемию.

Не менее чем за трое суток до отправки лошадям начинают выдавать те корма, которые будут использоваться при перевозке. Погрузка лошадей в транспортное средство должна производиться в светлое время суток в спокойной обстановке и начинаться со спокойных, неагрессивных лошадей, при этом недопустимы крики и побои животных. Транспортировка лошадей осуществляется железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом.

Перевозка лошадей железнодорожным транспортом

Лошадей по железной дороге перевозят, как правило, на расстояния не менее 200 км в специальных или приспособленных крытых товарных вагонах. В один четырёхосный вагон грузится не более 10-12 лошадей. После погрузки дверные проёмы закрываются решётками.

Лошадей размещают вдоль продольной оси вагона, головами к междверному пространству. В каждой половине вагона лошадей ставят в два ряда. Вагоны для перевозки лошадей оборудуют досками-коновязями и досками – дверными закладками, в них должны находиться лопаты, мётлы, вёдра, фонарь, ветеринарная аптечка, средства оказания первой помощи. Кобыл и жеребцов перевозят в разных вагонах раскованными на привязи.

Количество корма, выдаваемое в путь, определяется с допущением того, что поезд проходит за сутки около 300 км, кроме этого количества корма выдаётся запас на двое суток. Кормление лошадей производится регулярно два-три раза в сутки.

Поение лошадей при транспортировке производится не менее одного раза в сутки зимой и не менее двух раз в сутки летом. Суточная норма потребления воды – 20-30 л.

Материалы для подстилки те же, что и в конюшнях: солома, опилки, торф. Уборку навоза из вагонов осуществляют раз в сутки на станциях (обязательно согласовывается с транспортной ветеринарной службой). Категорически запрещён выброс навоза из вагонов при движении состава.

Для сопровождения лошадей в пути грузоотправитель выделяет проводников по одному в каждый вагон (для племенных лошадей – по два), которые обязаны разместить лошадей в вагонах, кормить, поить и присматривать за лошадьми, а также производить уборку вагонов. Контролирует этот процесс старший проводник.

При движении состава вагоны проветривают, для этого двери и окна с подветренной стороны (по ходу поезда) оставляют открытыми. Летом в жаркую погоду допускается держать оставлять открытыми двери и люки с двух сторон вагона. При низких температурах люки закрывают, оставляя открытой одну дверь.

Перевозка лошадей автомобильным транспортом

Перевозка лошадей осуществляется в специальных или обычных бортовых грузовиках, в самосвалах перевозка лошадей недопустима. В зависимости от модели автомобиля или полуприцепа одна единица транспорта перевозит 10-24 лошади.

Для перевозки лошадей в кузове грузовика его требуется подготовить: вымыть, в некоторых случаях и продезинфицировать, соорудить деревянный настил (чтобы не портить кузов) или использовать подстилку. Борта должны быть не ниже 1,5 м.

При неблагоприятных погодных условиях (сильный дождь, ветер, холод или жара) кузов для перевозки оборудуют тентом. Перед погрузкой лошадей разделяют по возрастному, половому признаку, а также учитывают назначение лошади. Животных в кузове располагают головами вперед по ходу автомобиля и надёжно привязывают.

Скорость перевозки зависит от типа дороги: 60 км/ч по асфальту, 40 км/ч по булыжной дороге, 25 км/ч по грунтовке. Движение должно осуществляться без рывков, дальность перевозок 450-600 км, длительность не более суток.

Перевозка лошадей авиационным транспортом

В связи с отсутствием специальных самолётов и высокой стоимостью перевозки лошадей авиационным транспортом происходят редко, таким способом доставляют обычно спортивных и племенных лошадей.

Для перевозки лошадей используются самолёты, имеющие герметичное грузовое помещение с вентиляционными устройствами, которые поддерживают оптимальный микроклимат (Ил-76). Лошади в самолётах перевозят в стойлах или специальных унифицированных контейнерах типа УАК-5 с поддонами, которые помещают в грузовой отсек, который перед погрузкой должен быть вымыт, проветрен, а иногда и продезинфицирован.

Пол грузового отсека выкладывают деревянными щитами (сплошными), на которые кладут листы рифлёной резины, сверху засыпают опилками. Стойла располагаются вдоль оси самолёта в несколько рядов и проходами между рядами. Стойла изготавливаются из прочного и лёгкого металла размерами: высота 1,5 м; ширина 0,8 м; длина 2,2 м.

Стенки стойла обиваются пористой резиной. В стойлах предусматривают устройства фиксации лошадей двойной привязью, а при длительности перевозки более 6 часов необходимо устройство крепления кормушки (в этом случае предусматривается запас воды и кормов).

Перевозка лошадей водным транспортом

Средняя длительность перевозок лошадей водным транспортом составляет несколько суток. Правила перевозки такие же, как и по железной дороге. Транспортировку осуществляют на специальных судах для перевозки скота, в трюмах и на палубах грузопассажирских судов и сухогрузов.

При размещении лошадей на палубе сооружают специальный настил, на котором предусмотрены рейки, в которые упираются лошади во время качки. В качестве подстилки применяются опилки, сверху которых насыпана солома. Для удаления навозной жижи палубу оборудуют стоками.

Стойла на палубе и в трюме располагают поперёк продольной оси судна, лошади в них стоят головой к середине судна. Размеры стойла следующие: длина 2,2-3 м, ширина – 0,8-1,2 м, высота боковых переборок – 1,2-1,9 м. Крайние стойла зашивают досками на всю высоту.

При перевозке лошадей в трюмах особое внимание уделяется вентиляции. В каждом трюме размещают лошадей одного пола и примерно одного размера. Жеребцов у стен трюма привязывают особенно тщательно на более толстой привязи. Для предотвращения травматизма, вызванного качкой, в трюме сооружают перегородки. При длительности перевозки более 12 часов на каждые сутки пути выдаётся 8-12 кг грубого корма, 2-4 кг концентратов, 30 л воды, 1,5 кг подстилки. Кормление и поение лошадей производится три раза в сутки, сено и концентраты перед выдачей смачивают водой, температура воды для поения 9-15 °С.

Навоз убирается ежедневно и складируется в месте, указанном капитаном, по прибытии в порт назначения утилизируется по указанию местной ветеринарной службы.

Если в пути происходит гибель лошади по каким-либо причинам, труп помещают в такое место, в котором он не будет разлагаться, при отсутствии такого он выбрасывается за борт не ближе 50 миль до ближайшего порта (морская транспортировка). Всё, что соприкасалось с животным, тщательно дезинфицируют.

Перевозка лошадей

Многие владельцы лошадей сталкиваются с необходимостью везти питомца на выставку, соревнования или в конюшню нового хозяина. Перевозка лошадей — мероприятие ответственное. В путешествии животное может испытать стресс или повредить себя, если не подойти к его организации грамотно.


Список документов и ветеринарных справок

Спортивных скакунов перед перевозкой необходимо вакцинировать: в течение 6 месяцев перед поездкой — против гриппа, не более 12 месяцев — против сибирской язвы, дерматофитозов. Лошади должны быть исследованы на сап, ИНАН, а также случную болезнь и иметь отрицательный результат. Все необходимые ветеринарные процедуры проводят с интервалом в полгода, подтверждая их соответствующим свидетельством.

Если планируется перевозка спортивного жеребца, его хозяину необходимо иметь при себе один из следующих документов: паспорт спортивной лошади, который выдает Федерация конного спорта России, либо паспорт, выдаваемый Всероссийским научно-исследовательским институтом коневодства. В паспорт вносятся записи о всех текущих прививках и проведенных лабораторных исследованиях. Заверяет документ ветеринарный врач.

Для поездок за пределы России лошадь должна иметь разрешение на вывоз, которое предоставляет государственный ветеринарный инспектор.

Подготовка животного

Поездка, даже короткая, — стресс для непарнокопытных. Хорошо, если перед транспортировкой лошадь будет привыкать к предстоящему путешествию: поднимется по трапу или на погрузочную платформу, зайдет Многие владельцы лошадей сталкиваются с необходимостью везти питомца на выставку, соревнования или в конюшню нового хозяина. Перевозка лошадей — мероприятие ответственное в коневоз или фургон (когда он уже прибыл на место). Если перевозить будут и молодых, и взрослых особей, то грузить в автомобиль или вагон рекомендуют сначала зрелых лошадей и лишь потом молодняк. Это придает последним уверенность и дает ощущение безопасности. Когда лошадь перевозят одну, ее нужно заранее приучать к нахождению в замкнутом пространстве без других животных.

У недостаточно адаптированной к поездке лошади учащается сердечный ритм, она становится нервной и тревожной, агрессивной. Практика показывает, что повторно транспортируемые животные ведут себя спокойнее тех, кого перевозят впервые.

Комрление накануне перевозки

Для лошадей, которые привыкли к постоянным нагрузкам, снижение их интенсивности за 3-4 дня до перевозки означает и снижение на 20-30% доли концентрированных кормов в рационе. Сено животные получают в полном объеме.

Если переезд будет недолгим, то лошадиный рацион накануне транспортировки сокращают до сена и воды. И только на новом месте, когда непарнокопытное окажется в деннике и освоится, его возвращают к привычной еде.

При длительной перевозке, занимающей несколько дней, животных кормят в привычном для них режиме. Ограничения не должны касаться и лошадей, которые отправляются на соревнования. Рацион для них подбирает тренер.

Амуниция для перевозки

При перевозке лошадей всем животным понадобятся крепкие чомбуры, а также недоуздки по размеру. Во время путешествия нужно иметь запас амуниции. Неспокойным лошадям надевают на ноги транспортировочные ногавки или мягкие ватники, которые защитят их от травм. Однако они могут вызывать у животных перегрев ног или отеки, поэтому за состоянием питомцев во время путешествия необходимо следить. Для хвоста предусмотрен специальный нахвостник. Животным, которых перевозят в холодное время года, понадобятся теплые попоны.

Дополнительно

Если животное ведет себя нервно, проявляет агрессию, перед поездкой ему рекомендовано ввести успокоительный препарат, чтобы снизить воздействие стрессовой ситуации. Во время транспортировки под рукой должна быть ветеринарная аптечка с набором необходимых препаратов. Если непарнокопытных перевозят большой группой, ее должен сопровождать ветеринарный врач.

Правила перевозки

Автомобильным транспортом

Оптимальный вариант автомобиля для транспортировки непарнокопытных — специально оборудованный фургон — коневоз, с прочными перегородками, коновязью и пологим трапом. Альтернативой такому трейлеру может стать переоборудованная грузовая машина с высокими бортами или полностью закрытым кузовом. Внутри отсеков не должно быть выступов или острых углов, иначе животные могут пораниться при транспортировке.

Перед поездкой и коневоз, и переоборудованный автомобиль необходимо очистить и продезинфицировать. Дно транспортного средства покрывают толстым слоем опила или соломы, чтобы непарнокопытные не скользили в пути.

Железнодорожным транспортом

Транспортировка лошадей по железной дороге осуществляется в специально оборудованном товарном вагоне. В нем устанавливают коновязи, обеспечивают животных сеном. Если необходимо, внутри вагона монтируют перегородки. Традиционный вариант размещения лошадей — парами, головами к коновязи, друг напротив друга.

Погрузка коней в вагон проходит со специальной платформы или погрузочной площадки, используя широкий пологий трап. В вагоне должно быть минимум 2 сопровождающих, которые могут покидать его лишь поодиночке.

Самолетом

Перевозка непарнокопытных авиатранспортом — явление редкое. Однако это единственный вариант, если при транспортировке нужно преодолеть тысячи километров. Для перевозки животных организуют отдельные рейсы.

Животное, перевозимое самолетом, размещают в специальном прочном контейнере, размеры которого точно соответствуют его габаритам. Дно контейнера покрывают полиэтиленом, поверх настилают солому либо опил. Все поверхности внутри контейнера обивают мягким материалом, чтобы животное не травмировало себя. Большинство коней нормально воспринимает смену давления, однако большим стрессом во время полета для них становится замкнутое пространство и турбулентность.

У пандемии свои законы: как хоронят умерших от коронавируса

Ежедневно от коронавируса в России умирает около 200 человек. Хоронят их по особым правилам, что порой становится дополнительной бедой для родственников. Но у пандемии свои законы. Представители похоронного дела рассказали, как и где полагается хоронить жертв COVID-19.

«Вирус не исчезает одновременно со смертью больного от COVID-19. Вероятно, в течение нескольких дней он может сохраняться в тканях тела. Поэтому стоит соблюдать меры предосторожности и избегать прямых тактильных контактов с телом умершего», — сообщал специалист Роспотребнадзора порталу стопкоронавирус.рф.

Главное, что требует Роспотребнадзор — погребение умерших от коронавируса проводить в закрытом гробу. Кроме того, есть рекомендации по изменению церемоний прощания, местам захоронений и «спецупаковке» тел.

Только закрытый гроб

В случае смерти от коронавируса родственники не могут получить тело и проститься. Если патологоанатом выдает заключение о смерти от COVID-19, то в морге тело обязательно обрабатывают дезинфицирующим раствором, упаковывают в специальный пакет, кладут в гроб и закрывают его.

Затем сотрудники ритуальной службы в защитных костюмах, масках и перчатках увозят гроб на кладбище или в крематорий. По словам руководителя Единой диспетчерской службы ритуальных услуг в Томске Александра Шарабаева, на кладбище люди могут положить цветы на гроб и бросить в могилку землю. Это все, что разрешено из традиционных ритуалов прощания.

«Есть люди, которые понимают. Большинство недовольны. Многие не доверяют, что там их родственник. Это психологический момент — от поколения в поколение идет, что надо прийти проститься. Люди ошарашены, что человек умер, и хотят увидеть подтверждение, они не верят, что случилось страшное», — сказал Шарабаев Sibnet.ru.

По его словам, люди часто пытаются упросить , чтобы открыли гроб. Но это запрещено, и никто на такое не пойдет: ни сотрудники морга, ни ритуального агентства. Да и смысла нет, тело упаковано в пакет — от такого зрелища родным легче не станет.

«Пакет — это хорошо, но тут есть нюансы. Если через 20 лет надо будет похоронить туда еще одного родственника, могут возникнуть проблемы. Тело (в пакете) может не разложиться, надо будет перекладывать его глубже значительно. », — предупредил вице-президент Cоюза похоронных организаций и крематориев Владимир Родькин.

Кремация «ковидных» тел

Родственники жертв COVID-19 из Омска, Томска и Красноярска и других городов везут закрытые гробы для кремации в Новосибирск, где находятся два крематория.

«При встрече мы обязательно в спецкостюмах обрабатываем гроб хлорным раствором, через какое-то время потом еще обрабатываем. Сразу умерший идет на кремацию без очереди, после этого обрабатываем помещение лампами и раствором», — описал процесс руководитель кремационного комплекса Похоронного дома «ИМИ» (Новосибирск) Антон Казанин .

Родственники могут посмотреть за церемонией кремации через стекло в отдельной комнате. Потом они получают урну с прахом для захоронения по своему усмотрению.

«Иногда не ставится диагноз COVID-19, а ставится пневмония. Мы объясняем и многие согласны (хоронить в закрытом гробу), чтобы обезопасить родственников, гостей и сотрудников крематория», — также сообщил Казанин.

Родькин добавил, что в Санкт-Петербурге при кремации умерших от коронавируса многие родные не хотят смотреть на такую процедуру. Оставляют все документы с закрытым гробом, и приходят потом уже за урной.

На каких кладбищах можно хоронить

Роспотребнадзор и Минздрав не устанавливали четких правил о выделении специальных мест для захоронений умерших от коронавируса. Поэтому везде по-разному.

«В каких-то регионах хоронят на специально выделенных местах, а где-то хоронят на общих участках », — сказал Родькин .

Например, по данным мэрии, в Томске выделен специальный участок на Воронинском кладбище для погребения людей, умерших от осложнений при коронавирусной инфекции. Однако при этом не запрещено хоронить и на других кладбищах.

В то же время в Новосибирске специальных участков нет, при копке могилы даже не интересуются — от чего умер человек.

Представитель Cоюза похоронных организаций подчеркнул, что в ероятность высокой степени опасности умерших от коронавируса для окружающей среды не подтвердилась.

« В течении того срока, пока тело находится в морге, пока происходят другие вещи (риск заражения снижается), и хоронить можно на любом кладбище, никаких особых последствий, как от чумы или холеры это не несет», — прокомментировал он.

При этом Родькин отметил — необходимо, чтобы межведомственная комиссия разработала единые правила похорон при коронавирусе, аналогично правилам погребения жертв малярии и холеры. Чтобы был четкий регламент для всех, и не возникало неопределенных или спорных ситуаций.

Кто оплачивает похороны

Похороны умерших от COVID-19 ничем не отличаются от других. Родственники могут организовать погребение за свои деньги или получить бесплатный вариант от муниципального предприятия в соответствии с законом «О погребении и похоронном деле». В Новосибирске этим занимается «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги». На «бесплатные» похороны идут средства из фонда социального страхования либо пенсионного фонда.

При этом в похороны входит определенный перечень услуг — оформление документов, перевозка тела, гроб, захоронение или кремация. На это выделяется около 7 тысяч рублей.

В случае погребения за свой счет похороны умерших от коронавируса выходят не дороже обычных. «Цена отличается на 500 рублей — стоимость пленки, все остальное тоже самое. Даже дешевле получается. Родственники говорят, что покрывало не видим, так как гроб закрыт — давайте простое. Если бы они видели, то брали бы дороже — за 2-4 тысячи», — заключил Казанин.

Документы на лошадь

Оформление документов на лошадь дело не менее трудоемкое, чем выбор и покупка копытного питомца. Правильно оформленные документы на лошадь дадут не только надежную гарантию, но и избавят от многих хлопот в будущем.

Многие владельцы лошадей пренебрегают оформлением документов, для сельского труда они, действительно, не особенно нужны, и обязать оформить их Вас никто не может. Но если Вы хотите, чтобы лошадь участвовала в конкурсах, состязаниях, скачках, конном туризме, то сделать документы нужно обязательно.

Кстати, если Вы планируете, что Ваша лошадь после покупки будет жить в арендованной конюшне, то документы на нее также потребуются.

Какие документы бывают?

Документы на лошадь условно делятся на две группы: обязательные и дополнительные. Обязательные – это те, которые нужны в любом случае на лошадь. Дополнительные – это те, которые Вы можете оформлять или нет, в зависимости от того, чем лошадь будет заниматься.

Возможна и другая классификация документов: по принадлежности лошади, по ее состоянию или ветеринарные документы и ее личные документы, подтверждающие личность.

Договор купли-продажи.

Этот документ подтверждает принадлежность лошади конкретному физическому или юридическому лицу. Т.к. лошадь является имуществом, также как дом или машина, ее можно продавать, покупать, дарить, завещать в наследство и т.д.

Как в любом официальном документе, в договоре купли-продажи лошади имеются: предмет договора, его цена, условия приобретения, и контакты продавца и покупателя с подписями обеих сторон. Физические лица заверяют договор у нотариуса. В случае сделки с юридическим лицом (клубом, конюшней, конным хозяйством) Вам обязаны выдать чек.

Также стороны должны обменяться расписками – один в получении лошади, другой в получении материальных средств. Это важный пункт, не пренебрегайте им.

Если Вы купили больную лошадь, и она погибла почти сразу после ее приобретения, то, увы, деньги Вам никто за нее не вернет. Поэтому желательно при выборе лошади брать с собой эксперта-ветеринара, который полностью проверит лошадь на наличие заболеваний и даст официальное заключение. Кончено, это будет стоить денег, но зато Вы купите действительно здоровую лошадку, а не разбитую клячу.

Риск купить краденую лошадь невелик, но если это вдруг произошло, то бывший собственник имеет право забрать у Вас лошадь на законных основаниях. Будьте осторожны и остерегайтесь мошенников

Паспорт лошади или племенное свидетельство

В России нет закона, обязывающего лошадь «получать паспорт», но без паспорта лошадь даже на рядовой конкурс не пустят. Что уж говорить об участии в выставках, на скачках или международных соревнованиях. Кроме того, продать «безпаспортную» лошадь будет гораздо труднее, а перевозить и вовсе нельзя. Так что получить паспорт нужно обязательно. Это подтверждение породы лошади и ее племенной принадлежности. Документ выдается владельцу конезаводчику, в котором ему необходимо после проверки всех данных расписаться. В паспорте указывается:

  • Порода лошади
  • Кличка лошади
  • Дата рождения
  • Тавро
  • Породистые предки (если есть, чем гордиться)
  • Графическое описание примет
  • Номер самого свидетельства
  • Печать организации

В общем, это полноценный документ, описывающий лошадь со всех сторон, только фотографии вот в паспорте нет, не дошли мы еще до этого.

Получить паспорт на лошадь можно в той организации, которая занимается непосредственно данной породой. Цена паспорта для лошади зависит опять же о породы – от 300 рублей за паспорт для беспородной лошади до 300$ за паспорт для арабского скакуна.

Если Вы купили лошадь, уверены, что она породистая, но паспорта на нее нет – не беда. Обратитесь во Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства (ВНИИ коневодства). Именно они занимаются регистрацией пород лошадей, и выдадут необходимое свидетельство. Это единственная в России организация, ведущая племенной учет и обладающая правом выдачи племенных свидетельств. Паспорта на лошадей в зависимости от породы имеют разные цвета.

Вот породы, которые Вы можете там зарегистрировать:

  • Арабская чистокровная
  • Ахалтекинская
  • Буденновская (голубой паспорт)
  • Верховая чистокровная
  • Владимирская
  • Ганноверская (розовый паспорт)
  • Донская (Светло-зеленый паспорт)
  • Орловская рысистая
  • Першеронская
  • Русская рысистая
  • Русский тяжеловоз
  • Советский тяжеловоз
  • Стандартбредная
  • Терская
  • Тракененская (розовый паспорт)

И лошади с не уточненным происхождением (белые паспорта)

Паспорт ФКСР или паспорт прогулочной лошади

Начинать спортивную карьеру без специального паспорта, выдаваемой Федерацией конного спорта РФ, невозможно. Если Вы хотите, чтобы Ваша лошадь принимала участие в соревнованиях любого вида на территории России, оформляйте паспорт. Базовая стоимость оформления 5000 рублей, срок около 10 рабочих дней. Без племенного свидетельства паспорт ФКСР Вам не выдадут. Также с Вас потребуют копию договора купли-продажи.

Экспортный сертификат на лошадь

Выдачей данного документа также занимается ВНИИ коневодства. Экспортный сертификат необходим при продаже лошадь заграницу.

Если Вы же сами купили лошадь заграницей, то паспорт у нее ужу должен быть иностранный, а по прибытии в Россию необходимо получить паспорт на русском языке.

Во всех случаях получения паспортов необходимо подтвердить породу (происхождение лошади). Для этого берется кровь. Разумеется, везти лошадь во ВНИИ коневодства не потребуется. Ветеринар в присутствии независимого эксперта возьмет кровь в пробирку, и Вы по почте со всеми бумагами отправите ее во ВНИИ коневодства. Там в лаборатории проверят происхождение лошади, и оформят документ.

Ветеринарные или проходные документы

Эти документы понадобится предъявить при перевозке лошади из одного места/района/города в другой, для участия в соревнованиях, выставках и прочих мероприятиях, а также для проживания в конюшне. При переезде в район с иными климатическими, и как следствие, эпизоотическими условиями, необходимо получать новые ветеринарные документы. Это делается для предотвращения распространения заразных инфекционных заболеваний.

Ветеринарное свидетельство

Выдается вместе с первыми прививками. Далее все сведения о вакцинации заносятся сюда, а также сведения о других процедурах, связанных со здоровьем лошади. Обычно ветеринар приезжает на конюшню и делает все необходимые процедуры, затем выдает свидетельство.

Ветеринарный паспорт

В некоторых областях России местные власти приняли закон о необходимости этого документа. Он мало чем принципиально отличается от ветеринарного свидетельства. Некоторые владельцы лошадей даже сами его делают, потому как не могут найти организацию, в которой он выдается. А получить его можно на выставках или на местной ветеринарной станции, стоит это обычно недорого. В нем содержится информация о вакцинациях, исследованиях, описание лошадки, ФИО владельца и т.д. Лучше за ветеринарным паспортом обратиться во ВНИИК.

Вообще отсутствие четко прописанного закона для обязательных документов лошадей вносит некую путаницу.

По желанию Вы можете оформить страховку на лошадь

Общие советы по оформлению документов:

  1. Обязательно проверяйте документы при их выдаче на
  • Наличие печати и подписи руководителя организации
  • Цветовая дифференциация паспортов (см. выше)
  1. Помните, паспорт на лошадь выдает только ВНИИК
  2. Не оформляйте документы у физических лиц, скорее всего они не будут нести юридической силы
  3. Не отдавайте оригиналы документов для оформления других документов – только копии!
  4. Продумайте, нужен ли Вашей лошади весь пакет документов, может она будет заниматься только сельской работой.
  5. Не скупитесь на оформление документов для лошади, сделайте все разом и избавьте себя от головной боли.
  6. Вы всегда имеете право отказаться от покупки, если Вам не выдали всех обязательных документов.

Надеемся, данная статья помогла разобраться начинающим конезаводчикам в хитросплетениях получения обязательных документов на лошадей.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.